Яндекс.Метрика

Мы в соц.сетях

АВА

17.08.2014 12:57

Содержание:

Обучение специалистов по Прикладному анализу поведения (АВА)

Профессиональное сопровождение и применение АВА в центре

Применение АВА для детей с РАС в раннем возрасте

АВА для подростков и взрослых

Применение АВА в системе коррекционного образования

Применение АВА в инклюзии

Курс подготовки специалистов по АВА: “Базисные концепции и принципы Прикладного анализа поведения”(3-12 ноября)

Курсы АВА для родителей
Дистанционный курс "Базисные принципы Прикладного анализа поведения (АВА)"

Обучение специалистов по Прикладному анализу поведения (АВА)

Обучение специалистов по Прикладному анализу поведения (АВА) на базе центра "Наш Солнечный Мир" происходит на двух уровнях:

1. Подготовка консультантов и специалистов по Прикладному анализу поведения. Международная сертификационная комиссия ВАСВ утвердила программу подготовки специалистов на базе центра "Наш Солнечный Мир", как программу, соответствующую международным стандартам профессиональной практики и подготовки к международным сертификационным экзаменам BCBA® и BCаBA®.

Обучение специалистов осуществляется как в очном, так и в дистанционном формате. Программа подготовки специалистов уровня ВСВА является, на сегодняшний день, единственной в России очной программой обучения. Несколько выпускников программы уже сдали международный сертификационный экзамен и получили сертификаты ВСВА.

На дистанционной программе подготовки АВА специалистов уровня ВСаВА обучаются специалисты не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы, Латвии, Грузии, Азербайджана, Израиля, Германии и США.

2. Программа подготовки специалистов по реализации АВА-программ (АВА-терапистов). В соответствии с международными стандартами, разработанными комиссией ВАСВ, персонал младшего звена, применяющий АВА под руководством поведенческого консультанта, обязан пройти курс подготовки. Подготовка специалистов по реализации АВА-программ (АВА-терапистов) на базе центра "Наш Солнечный Мир" производится в очно-заочной форме, и включает как обучающие дистанционные курсы, так и практический тренинг. По окончании курса подготовки специалист получает возможность зарегистрироваться в реестре международной комиссии ВАСВ - Registered Behavior Technician (RBT)*

Процесс профессиональной подготовки проходят не только специалисты, но также родители детей с аутизмом, которые применяют АВА на дому.

Помимо профессиональной подготовки АВА-специалистов, на базе центра были успешно реализованы проекты по переводу профессионального кода этики, перечня профессиональных стандартов для АВА-специалистов, и был создан англо-русский глоссарий терминов. Эти и другие переводы размещены на сайте международной комиссии ВАСВ.

В дополнение к этим проектам, при поддержке центра был издан инструмент для оценки навыков и разработки программ для детей с аутизмом - VB-MAPP.


 

Профессиональное сопровождение и применение АВА в центре

Одним из форматов, в которых применяется АВА в центре "Наш Солнечным Мир", является профессиональное сопровождение родителей детей с аутизмом. Специалистов, реализующих АВА в Москве по-прежнему недостаточно, и многие родители детей аутизмом вынуждены применять АВА самостоятельно. Центр "Наш Солнечный Мир" оказывает поддержку таким родителям, и помогает организовать АВА занятия на дому, а также оказывает профессиональное сопровождение в дальнейшем. Родители, которые участвуют в этом проекте, проходят обучающие курсы и тренинги на постоянной основе. Опытные специалисты центра проводят оценку навыков ребенка и пишут АВА программу, которая выполняется родителями на дому. Для того, чтобы удостовериться в эффективности программы, специалист центра встречается с родителями дважды в месяц, анализирует продвижение ребенка на основе наблюдений и анализа данных, и вносит коррективы в программу.

Такой формат сопровождения родителей начал применяться в центре с начала 2014 года. На начало работы проекта было включено 10 родителей детей с РАС, в возрасте от 3 до 6,5 лет. Все родители прослушали дистанционный курс обучения "Базисные принципы и методы АВА" - 25 часов, ежемесячно проходили практические тренинги в центре "Наш Солнечный Мир" - 6 часов, 2 раза в месяц  посещали очные консультации с куратором, где получали письменные рекомендации и обратную связь. К концу учебного года (май 2014) в проекте осталось 7 участников. Родителям, которые участвовали в этом проекте, удалось добиться значимых результатов. У их детей повысился уровень речевых навыков, у некоторых детей сформировались начальные навыки коммуникации, понимания речи, игры и имитации. Результаты применения этого проекта были представлены на Израильской Конференции по Прикладному анализу поведения (Тель-Авив, 2014 г.). Данный формат профессионального сопровождения оказался очень эффективным, и будет продолжаться в следующем учебном году (2014-2015 гг.).

В дополнение к курации АВА программ и профессиональному сопровождению родителей, АВА также применяется специалистами центра в работе с детьми с аутизмом и другими расстройствами развития. На базе центра проходят занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также планируется введение элементов АВА-подхода для работы с подростками и взрослыми людьми с особенностями развития.

 

Применение АВА для детей с РАС в раннем возрасте

Важность раннего вмешательства сложно переоценить. Как только у ребенка диагностирован аутизм или наблюдаются тревожные симптомы, повышающие риск расстройства аутистического спектра, рекомендуется начать вмешательство как можно скорее. Поведенческое вмешательство может начаться в возрасте от полутора лет, и привести к очень хорошим результатам.

Как и в более старшем возрасте, основной направленностью АВА является обучить ребенка важным для него навыкам. В раннем возрасте целью АВА вмешательства является формирование репертуара навыков - коммуникативных, речевых, социальных, игровых, моторных и бытовых, которые позволят ребенку преодолеть задержку в развитии и в дошкольном возрасте обучаться наравне со сверстниками.

Существует ряд исследований, которые подтверждают, что применение интенсивного поведенческого вмешательства (более 20-ти терапевтических часов в неделю) в раннем возрасте (до 4-х лет) приводит к значимым результатам и уменьшает потребность коррекционного вмешательства в будущем (Smith, T. (1999). Outcome of early intervention for children with autism. Clinical Psychology: Science and Practice, 6, 33-49.)

Вмешательство в раннем возрасте может применяться как на дому, так и в специализированном учебном заведении, однако терапия применяется в индивидуальном формате. Для каждого ребенка выстраивается индивидуальная программа обучения, на основе оценки его начальных навыков. Определение текущего уровня навыков рекомендуется осуществлять с помощью теста VB-MAPP, так как он содержит поддающиеся измерению этапы развития, соответствующие возрасту 0-18 месяцев, 18-30 месяцев и 30-48 месяцев. Поэтапная оценка навыков помогает в определении логичных и подходящих возрасту целей.

В обучающую программу включается работа над всеми видами навыков - коммуникативные (жесты и просьбы), речевые (понимание инструкций, различение предметов и понятий), имитация (моторная и словесная), моторика (мелкая и крупная), навыки самостоятельности и самопомощи (отучение от подгузников, использование столовых приборов, одевание и раздевание, чистка зубов, самостоятельное засыпание и отучение от соски и бутылочки, и т.д.), игра, а также ведется работа над коррекцией нежелательного поведения (агрессией, ауто-агрессией, ауто-стимуляциями).

Программа обучения может применяться педагогами, но чаще применяется родителями ребенка, которые являются основными посредниками обучения, и благодаря действиям которых ребенок не только быстрее приобретает навыки, но и более успешно обобщает данные навыки в естественной среде.

Применение АВА должно осуществляться под надлежащим контролем специалиста соответствующей квалификации (желательно, сертифицированного специалиста ВСВА или ВСаВА) и должен осуществляться тщательный мониторинг продвижения ребенка и приобретения им навыков.

 

Применение АВА для подростков и взрослых с аутизмом

В отличие от поведенческого вмешательства для детей с РАС в раннем возрасте, АВА для подростков и взрослых направлено на формирование адаптивных и бытовых навыков, навыков трудовой занятости и взаимодействия с окружающей социальной средой. В раннем возрасте АВА программы сосредоточены на развитии речевых навыков ребенка, формировании учебного поведения, формировании навыков игры и общения со сверстниками. По мере того как ребенок с аутизмом взрослеет, цели в АВА программе смещаются, и акцент в работе для взрослого человека переносится на навыки коммуникации, навыки самопомощи и самообслуживания и навыки проведения досуга.

Применение АВА всегда направлено на изменение социально значимого поведения, и в подростковом возрасте значимым становится то, что человек с особенностями может жить как можно более полноценной и самостоятельной жизнью. Следовательно, целью применения АВА в подростковом возрасте является формирование таких навыков, которые позволят человеку достичь наиболее качественного жизненного уровня.

В подростковом возрасте обучение чаще происходит в формате группы, однако для некоторых учеников требуется применение индивидуального формата обучения. В этом возрасте для оценки навыков используются такие инструменты, как "Essential for Living" и AFLS. Эти инструменты предназначены для оценки таких навыков, как умение оказать самому себе первую помощь (например, наклеить пластырь на рану), умение разогреть или приготовить еду, уровня навыков личной гигиены, соблюдения правил поведения в публичных местах и умения занимать себя функциональной деятельностью в свободное время. При использовании этих инструментов специалист может определить, какие навыки у подростка уже сформированы, а какие еще нет, и выбрать цели для обучения.

Для взрослых людей с аутизмом по-прежнему наиболее важной целью является коммуникация, и работа над этой целью включается в программу на постоянной основе. Взрослые неговорящие люди по-прежнему учатся общаться с помощью карточек PECS или жестов, а для тех, кто уже умеет говорить, работа обычно ведется над усложнением речевых реакций или обучением социальным правилам, которых нужно придерживаться при разговоре.

Коррекция проблемного поведения в этом возрасте также основывается на результатах функциональной оценки, как и в младшем возрасте. Поведенческие проблемы чаще всего происходят на фоне отсутствия навыков коммуникации (человек не может попросить то, что он хочет или отказаться от того, чего не хочет) или отсутствия навыков проведения досуга (не знает чем заняться), и обучение его этим адаптивным навыкам чаще всего и является наиболее эффективным методом коррекции.

 

 

 

 

Применение АВА в системе коррекционного образования

Коррекционная система образования, предоставляющая щадящую среду и возможности применения коррекционных методик (логопедии, дефектологии, адаптивной физкультуры, и т.д.) часто является единственно возможной образовательной средой для многих детей с аутизмом с низким уровнем развития навыков. Несмотря на то, что коррекционная школа представляет собой среду, в которой дети с особенностями развития обучаются отдельно от своих нормативно-развивающихся сверстников, данная среда имеет свои преимущества, и для некоторых детей предоставляет возможность для развития. Обучение в коррекционной среде может быть таким же эффективным, как и в инклюзивной среде, при условии, что процесс обучения направлен на благо ученика и обучение сосредоточено на формировании наиболее важных и функциональных для него навыков.

Поведенческое вмешательство в коррекционной системе образования может выглядеть либо как формирование каких-либо отдельных навыков, либо как общий обучающий план.

Программа обучения отдельному навыку может состоять из программы коррекции нежелательного поведения (ауто-агрессии, агрессивного поведения по отношению к окружающим) и реже, обучении функциональной коммуникации (PECS, язык жестов, коммуникация с помощью письма). Весь остальной учебный план не обязан включать поведенческие методики.

Общий поведенческий обучающий план может быть применен в образовательной системе, которая полностью основывается на АВА-подходе. Терапевтическая модель включает:

  • Ресурсный класс, в котором обучается небольшая группа детей с расстройствами аутистического спектра (до 8-ми детей);

  • Терапевтический персонал, включающий тьюторов, сопровождающих каждого ребенка, координатора, а также специалистов в дополнительных сферах - музыка, лечебная физкультура, эрготерапия, логопедия, и т.д.

  • Поведенческого консультанта, руководителя терапевтического персонала, в чьи обязанности входит построение программы обучения для каждого ребенка, проведение тренингов для персонала и родителей, а также осуществление мониторинга прогресса в обучении.

Обучение в коррекционной среде образования сфокусировано на обучении навыкам общения и коммуникации, самостоятельности и самопомощи. А также в данном возрасте начинается обучение навыкам будущей рабочей занятости - например, дети обучаются ухаживать за животными, или огородом, собирать детали или мыть посуду. Обучение данным навыкам занимает не менее существенную часть, чем обучение начальным академическим навыкам (чтению, математике и письму).

 
ЦРИД "Наш Солнечный Мир"