23 января 2019
Эта замечательная группа - один из проектов Центра «Наш Солнечный Мир».
Мы будем освещать деятельность этого проекта, неделя за неделей. Следите за обновлениями:)
Мы будем освещать деятельность этого проекта, неделя за неделей. Следите за обновлениями:)
В прошлый раз мы говорили о том, что большую часть нашего времени мы занимаемся сенсорной интеграцией и телесноориентированными играми, формируем базу для развития новых навыков и умений. Проектный модуль занимает совсем немного времени и вместе с сенсорной интеграцией ведет нас в монтессори пространство. Как это получается?
Вообще само монтессори пространство имеет четкие правила, особенности взаимодействия с материалом, которое называется "работой", особенности "презентаций", которые дает педагог. Само участие в монтессори пространстве требует сформированности определенных навыков у ребенка (пусть даже на стадии зарождения): самоконтроля, концентрации, умения взаимодействовать с другими и принимать правила группы. Все мы знаем, что каждый ребенок, который приходит к нам в группу или класс, приносит с собой что-то свое, новое, характерное только для него: он дополняет класс новыми цветами (его одежда, рисунки, игрушки), звуками (его голос, шаги), он заполняет собой пространство.
С приходом каждого ребенка группа становится насыщенней. Когда группа и ребенок подходят друг другу, то ничего не выбивается из привычного ритма. Пространство живет, изменяется, дети взаимодействуют. А теперь представим, что в группу пришел ребенок с РАС, СДВГ или другими особенностями. Абсолютное отрешение от окружающей реальности, работа с понравившимся материалом, которая может длиться часами без перерыва, а попытки прервать могут вызвать неконтролируемый крик; или боязнь звуков, непринятие правил группы, аутостимуляции и хаотичное движение, бег, переворачивание материалов, невозможность услышать учителя, а попытки успокоить или настоять на правилах могут вызвать необоснованную агрессию. Обычно принято говорить, что такой ребенок не подходит для этой группы, системы или методики.
Четырехлетний опыт адаптации Монтессори среды для детей с различными особенностями позволил мне понять, что выходя за пределы системы, расширяя границы, открываются совершенно новые возможности для взаимодействия между различными подходами, приходит понимание основ и видны дальнейшие пути развития. Так у меня родилась шутка о том, что если Вам не подходит система монтессори, то попробуйте по-другому ее приготовить))) я решила разогреть ее с сенсорной интеграцией и приправить проектным модулем!
Вообще, Монтессори материал обладает потрясающими характеристиками - он математически точный, эстетичный, натуральный, сенсорный, имеет принцип постепенного усложнения, развивает самоконтроль, ведет к самостоятельности. Но детям с РАС и поведенческими особенностями нужно сначала подготовиться к такой работе. Как мы готовимся?Чтобы научиться принимать правила - мы играем в подвижные игры, чтобы понимать границы другого - мы формируем сначала схему своего тела. Движение помогает обрести устойчивый контроль поведения, веру в себя, балансирует обработку сенсорных стимулов ЦНС. Постепенно мы добавляем проектный модуль, который объединяет всех участников занятия вокруг одной темы, давая каждому заниматься индивидуально, со-трудничество. Каждый автономно, но рядом с другим. Постепенно мы инициируем групповое общение, развиваем социальную коммуникацию, чтобы ребенок нас мог услышать, включиться в творчество.
Проектный модуль первого занятия длится 5 - 10 минут, из которых ребенок с РАС может взаимодействовать внутри проекта меньше минуты. Мы не рассчитываем, что интересные материалы, разнообразные фактуры сразу же привлекут ребенка в игру. Важна в данном случае наша собственная заинтересованность. Например, ощущать мягкую вату, одергивать руку от ледышки или наоборот держать ее в теплой ладони и смотреть, как она тает. Во время проектного модуля мы активно проговариваем: лёд холодный - потрогай, чувствуешь - он холодный, а в ватной коробке руке тепло, там греет; лёд мокрый, а вата сухая, лед твердый, а вата мягкая и т.д., в зависимости от того, с чем мы занимаемся в данный момент. Получается, что речь - это полноправный участник нашего процесса; мы обращаемся к ощущениям, вербально их выражаем, соотносим. Речь рождается внутри, а чтобы вырваться наружу - ей обязательно нужно опереться на наши ощущения, чувства, мысли.
Постепенно мы будем увеличивать длительность проектного модуля, начнем интегрироваться в монтессори-пространство, которое вместе с нами будет меняться, помогать нам и отвечать нашим запросам на взаимодействие.
Продолжение следует!
Вообще само монтессори пространство имеет четкие правила, особенности взаимодействия с материалом, которое называется "работой", особенности "презентаций", которые дает педагог. Само участие в монтессори пространстве требует сформированности определенных навыков у ребенка (пусть даже на стадии зарождения): самоконтроля, концентрации, умения взаимодействовать с другими и принимать правила группы. Все мы знаем, что каждый ребенок, который приходит к нам в группу или класс, приносит с собой что-то свое, новое, характерное только для него: он дополняет класс новыми цветами (его одежда, рисунки, игрушки), звуками (его голос, шаги), он заполняет собой пространство.
С приходом каждого ребенка группа становится насыщенней. Когда группа и ребенок подходят друг другу, то ничего не выбивается из привычного ритма. Пространство живет, изменяется, дети взаимодействуют. А теперь представим, что в группу пришел ребенок с РАС, СДВГ или другими особенностями. Абсолютное отрешение от окружающей реальности, работа с понравившимся материалом, которая может длиться часами без перерыва, а попытки прервать могут вызвать неконтролируемый крик; или боязнь звуков, непринятие правил группы, аутостимуляции и хаотичное движение, бег, переворачивание материалов, невозможность услышать учителя, а попытки успокоить или настоять на правилах могут вызвать необоснованную агрессию. Обычно принято говорить, что такой ребенок не подходит для этой группы, системы или методики.
Четырехлетний опыт адаптации Монтессори среды для детей с различными особенностями позволил мне понять, что выходя за пределы системы, расширяя границы, открываются совершенно новые возможности для взаимодействия между различными подходами, приходит понимание основ и видны дальнейшие пути развития. Так у меня родилась шутка о том, что если Вам не подходит система монтессори, то попробуйте по-другому ее приготовить))) я решила разогреть ее с сенсорной интеграцией и приправить проектным модулем!
Вообще, Монтессори материал обладает потрясающими характеристиками - он математически точный, эстетичный, натуральный, сенсорный, имеет принцип постепенного усложнения, развивает самоконтроль, ведет к самостоятельности. Но детям с РАС и поведенческими особенностями нужно сначала подготовиться к такой работе. Как мы готовимся?Чтобы научиться принимать правила - мы играем в подвижные игры, чтобы понимать границы другого - мы формируем сначала схему своего тела. Движение помогает обрести устойчивый контроль поведения, веру в себя, балансирует обработку сенсорных стимулов ЦНС. Постепенно мы добавляем проектный модуль, который объединяет всех участников занятия вокруг одной темы, давая каждому заниматься индивидуально, со-трудничество. Каждый автономно, но рядом с другим. Постепенно мы инициируем групповое общение, развиваем социальную коммуникацию, чтобы ребенок нас мог услышать, включиться в творчество.
Проектный модуль первого занятия длится 5 - 10 минут, из которых ребенок с РАС может взаимодействовать внутри проекта меньше минуты. Мы не рассчитываем, что интересные материалы, разнообразные фактуры сразу же привлекут ребенка в игру. Важна в данном случае наша собственная заинтересованность. Например, ощущать мягкую вату, одергивать руку от ледышки или наоборот держать ее в теплой ладони и смотреть, как она тает. Во время проектного модуля мы активно проговариваем: лёд холодный - потрогай, чувствуешь - он холодный, а в ватной коробке руке тепло, там греет; лёд мокрый, а вата сухая, лед твердый, а вата мягкая и т.д., в зависимости от того, с чем мы занимаемся в данный момент. Получается, что речь - это полноправный участник нашего процесса; мы обращаемся к ощущениям, вербально их выражаем, соотносим. Речь рождается внутри, а чтобы вырваться наружу - ей обязательно нужно опереться на наши ощущения, чувства, мысли.
Постепенно мы будем увеличивать длительность проектного модуля, начнем интегрироваться в монтессори-пространство, которое вместе с нами будет меняться, помогать нам и отвечать нашим запросам на взаимодействие.
Продолжение следует!
/ 1

Последние новости
Все новости