27 февраля 2019
Новости Монтессори-проекта Центра "Наш Солнечный Мир".
"Давай полетим вон туда - показал Гриф в далекую даль. - Там столько всего вкусненького! [...]
- Я летать не умею, - смутившись признался Страус. - Совсем. [..]
- Разбегись, тогда и взлетишь, - посоветовал Гриф. [...]
Пробежал Страус несколько шагов, взмахнул крыльями, но не взлетел. Не вышло. [...]
Гриф насмешливо выдернул у его перо из хвоста - чпок! - и себе в хвост вставил. - Ты посильней разгонись!
Помчался Страус.
А Гриф над ним кружит и сверху зычно командует:
- Давай, давай! Работай, Страус, работай ногами! Ещё быстрее! Главное-крылья! Маши крыльями, делай, как я!
Но как ни давал, как ни работал ногами, как ни махал крыльями Страус, ничего не получалось - никак не взлетал! Но зато стремглав уносился все дальше и дальше в указанном направлении, вздымая мелкую песчаную пыль. Летящий следом Гриф остался где-то далеко позади."
Бывает, что занятия с детьми напоминают мне рассказ Альберта Иванова «Крылья, ноги и хвосты». В роли Грифа мы - педагоги, терапевты. Дети в роли Страусов. А вот родители бывают и Грифами, и Страусами в зависимости от ситуации.
В работе с детьми с РАС мы настолько привыкли к отсутствию обратной связи в форме прямых ответов на заданные вопросы, к стереотипиям, как реакциям на взаимодействие, что часто сами уходим в одностороннее общение: Смотри! Делай! Прыгай! Дай! Открой! Смешай! Возьми! Положи! Нарисуй!
Мы, конечно, делаем это с очень понятной целью- проговорить, научить, сформировать активный и пассивный словарный запас. Но порой, получается, маятник качается в обратную сторону, и ребёнок уже бежит и от запаса, и от взаимодействия. Нам часто кажется, что если во время занятия не вложить максимум, то мы двинемся назад, успех уйдёт, ребёнок не будет прогрессировать от занятия к занятию, с каждым разом все лучше и лучше. Это наш самый большой страх - специалистов ( потому что мы не оправдываем ожидания родителей), - родителей ( потому что не оправдаются наши ожидания, надежды). И вместе мы воздействуем на ребёнка. С двух сторон: Смотри! Иди сюда! Давай!
Постоянный призыв к действию, постоянный оклик по имени действует часто в таких случаях как внешний раздражитель. Мы считаем его ненавязчивым. Ребенку хочется от него уйти. А когда не получается, то ребёнок выбирает не слушать, не слышать, закрыться, делать, что хочется. Попробуйте почувствовать на себе, когда одновременно вам будут давать пусть даже одну и ту же инструкцию, но два разных человека.
Нам нужно научиться затихать, на минуту, на десять, на целое занятие, создавать среду, в которой ребёнок с аутичными особенностями может САМ исследовать, смешивать, находить, наблюдать. Эту стадию нужно чувствовать, говорить о ней с родителями как о необходимости, о возможности проявиться тому, что внутри у ребёнка и тому, что мы в него «вкладываем», говорить об этой ценности кажущегося «ничегонеделания», потому что уже ступив на тропу коррекции и терапии, сложно остановиться. Чтобы началась исследовательская деятельность нужно создавать среду, воздерживаться от готовых ответов и решений, искать их вместе с малышом.
Исследование - это возможность проверять, строить свои гипотезы, находить ответы, делать выводы. А чтобы увидеть самостоятельную исследовательскую деятельность у детей с РАС нужно к вышеперечисленному добавить время и веру!
Своим активным взаимодействием или постоянными призывами к действию мы отнимаем у таких детей чувство победы, радости, новизны. Порой достаточно просто поставить две краски рядом - синюю и жёлтую. Оставить воду и кисточку. Наблюдать. Это просто и сложно одновременно, потому что в это время малыш с РАС бегает, не обращает внимания, или возьмёт кисточки и трясёт ими. Не подходит. А если и подойдёт, то убежит. Наш порыв и первая реакция скорее всего будут - окликнуть, позвать, сказать: Смотри, как здорово! Смотри, у меня синяя и желтая краски, смотри, как я их смешиваю. Смотри, получается зелёный. В эти моменты мы остановили все исследование, мы его предвосхитили, забрали ощущение новизны, дали готовое решение. Нам очень часто кажется, что если ребёнку с РАС не рассказать, не назвать, не показать, не обратить его внимание, то он не увидит, не поймёт, не узнает, не сможет. Нужно подождать. Начните сами.
Возьмите из двух ту краску, которая нравится, добавляйте, смешивайте. Вы увидите, что синий и желтый вместе становятся зелёным, который меняется от изумрудного до травяного. Где-то прослеживается синий след, где-то больше желтого. Вы давно знаете, что синий и желтый - это зелёный. А как давно Вы пробовали это проверить? Увидеть вновь. Не для того, чтобы показать ребёнку, а для того, чтобы убедиться самому. Мы проверили. Дети присоединяются. Не сразу. Как обычно не все. Мы убедили себя дать время. Наблюдать. Два -три занятия. Мы увидели, что ребёнок заинтересовывается, приходит сам. Вместе с тем привносит свой взгляд, свой темп, свой интерес. Не такой, на какой рассчитывали мы изначально, а тот, что идёт у него изнутри.
Дети с РАС делают это удивительно и непохоже ни на кого. Этому удивительному взгляду на мир, на цвета и предметы нужно время, чтобы проявиться. А нам достаточно отложить свои ожидания и своё видение ребёнка. Войти в его поток)
Например, на в продолжение захотелось рисовать на пленке кисточками, растворять и смешивать краски в воде пипетками. Главное начать)
Продолжение следует...
- Я летать не умею, - смутившись признался Страус. - Совсем. [..]
- Разбегись, тогда и взлетишь, - посоветовал Гриф. [...]
Пробежал Страус несколько шагов, взмахнул крыльями, но не взлетел. Не вышло. [...]
Гриф насмешливо выдернул у его перо из хвоста - чпок! - и себе в хвост вставил. - Ты посильней разгонись!
Помчался Страус.
А Гриф над ним кружит и сверху зычно командует:
- Давай, давай! Работай, Страус, работай ногами! Ещё быстрее! Главное-крылья! Маши крыльями, делай, как я!
Но как ни давал, как ни работал ногами, как ни махал крыльями Страус, ничего не получалось - никак не взлетал! Но зато стремглав уносился все дальше и дальше в указанном направлении, вздымая мелкую песчаную пыль. Летящий следом Гриф остался где-то далеко позади."
Бывает, что занятия с детьми напоминают мне рассказ Альберта Иванова «Крылья, ноги и хвосты». В роли Грифа мы - педагоги, терапевты. Дети в роли Страусов. А вот родители бывают и Грифами, и Страусами в зависимости от ситуации.
В работе с детьми с РАС мы настолько привыкли к отсутствию обратной связи в форме прямых ответов на заданные вопросы, к стереотипиям, как реакциям на взаимодействие, что часто сами уходим в одностороннее общение: Смотри! Делай! Прыгай! Дай! Открой! Смешай! Возьми! Положи! Нарисуй!
Мы, конечно, делаем это с очень понятной целью- проговорить, научить, сформировать активный и пассивный словарный запас. Но порой, получается, маятник качается в обратную сторону, и ребёнок уже бежит и от запаса, и от взаимодействия. Нам часто кажется, что если во время занятия не вложить максимум, то мы двинемся назад, успех уйдёт, ребёнок не будет прогрессировать от занятия к занятию, с каждым разом все лучше и лучше. Это наш самый большой страх - специалистов ( потому что мы не оправдываем ожидания родителей), - родителей ( потому что не оправдаются наши ожидания, надежды). И вместе мы воздействуем на ребёнка. С двух сторон: Смотри! Иди сюда! Давай!
Постоянный призыв к действию, постоянный оклик по имени действует часто в таких случаях как внешний раздражитель. Мы считаем его ненавязчивым. Ребенку хочется от него уйти. А когда не получается, то ребёнок выбирает не слушать, не слышать, закрыться, делать, что хочется. Попробуйте почувствовать на себе, когда одновременно вам будут давать пусть даже одну и ту же инструкцию, но два разных человека.
Нам нужно научиться затихать, на минуту, на десять, на целое занятие, создавать среду, в которой ребёнок с аутичными особенностями может САМ исследовать, смешивать, находить, наблюдать. Эту стадию нужно чувствовать, говорить о ней с родителями как о необходимости, о возможности проявиться тому, что внутри у ребёнка и тому, что мы в него «вкладываем», говорить об этой ценности кажущегося «ничегонеделания», потому что уже ступив на тропу коррекции и терапии, сложно остановиться. Чтобы началась исследовательская деятельность нужно создавать среду, воздерживаться от готовых ответов и решений, искать их вместе с малышом.
Исследование - это возможность проверять, строить свои гипотезы, находить ответы, делать выводы. А чтобы увидеть самостоятельную исследовательскую деятельность у детей с РАС нужно к вышеперечисленному добавить время и веру!
Своим активным взаимодействием или постоянными призывами к действию мы отнимаем у таких детей чувство победы, радости, новизны. Порой достаточно просто поставить две краски рядом - синюю и жёлтую. Оставить воду и кисточку. Наблюдать. Это просто и сложно одновременно, потому что в это время малыш с РАС бегает, не обращает внимания, или возьмёт кисточки и трясёт ими. Не подходит. А если и подойдёт, то убежит. Наш порыв и первая реакция скорее всего будут - окликнуть, позвать, сказать: Смотри, как здорово! Смотри, у меня синяя и желтая краски, смотри, как я их смешиваю. Смотри, получается зелёный. В эти моменты мы остановили все исследование, мы его предвосхитили, забрали ощущение новизны, дали готовое решение. Нам очень часто кажется, что если ребёнку с РАС не рассказать, не назвать, не показать, не обратить его внимание, то он не увидит, не поймёт, не узнает, не сможет. Нужно подождать. Начните сами.
Возьмите из двух ту краску, которая нравится, добавляйте, смешивайте. Вы увидите, что синий и желтый вместе становятся зелёным, который меняется от изумрудного до травяного. Где-то прослеживается синий след, где-то больше желтого. Вы давно знаете, что синий и желтый - это зелёный. А как давно Вы пробовали это проверить? Увидеть вновь. Не для того, чтобы показать ребёнку, а для того, чтобы убедиться самому. Мы проверили. Дети присоединяются. Не сразу. Как обычно не все. Мы убедили себя дать время. Наблюдать. Два -три занятия. Мы увидели, что ребёнок заинтересовывается, приходит сам. Вместе с тем привносит свой взгляд, свой темп, свой интерес. Не такой, на какой рассчитывали мы изначально, а тот, что идёт у него изнутри.
Дети с РАС делают это удивительно и непохоже ни на кого. Этому удивительному взгляду на мир, на цвета и предметы нужно время, чтобы проявиться. А нам достаточно отложить свои ожидания и своё видение ребёнка. Войти в его поток)
Например, на в продолжение захотелось рисовать на пленке кисточками, растворять и смешивать краски в воде пипетками. Главное начать)
Продолжение следует...
/ 7
![Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе](/upload/iblock/c6a/c6aeb97ee0e217d516d844281f5903db.jpg)
![Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе](/upload/iblock/5ef/5ef79ce2e5c7f00a522ab4fb510162f0.jpg)
![Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе](/upload/iblock/b44/b44262ae6e949ec753561fbfffbde28b.jpg)
![Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе](/upload/iblock/e4b/e4bc25f98b27d5433025847d0d85ad6a.jpg)
![Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе](/upload/iblock/51c/51cecfef68559d883f6f799b57093e15.jpg)
![Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе](/upload/iblock/e4a/e4ad952b3fd42c311ad2e6f2efa2bf86.jpg)
![Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе Сенсорная интеграция и проектное обучение в монтессори группе](/upload/iblock/a7b/a7b26e25bfbc980319928833efae5d6b.jpg)
Последние новости
Все новости