• Вконтакте
  • Facebook
  • Instagram
  • YouTube
Главная
О центре
  • История центра
  • Документы и отчетность
  • Творчество
  • Награды и отзывы
  • Как нам помочь
Новости
  • Новости
  • Мероприятия
  • СМИ о нас
  • Видео
Комплексная программа
  • Методы
    • Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС
    • Нейропсихологическая диагностика и коррекция
    • Игровое взаимодействие
    • Иппотерапия и другие методы, использующие лошадей в развитии, адаптации и социализации детей с РАС
    • Развитие речи
    • Специальная педагогика
    • Прикладной анализ поведения (АВА)
    • Музыкальные занятия
    • Развитие произвольной деятельности средствами игровой и арт-терапии
    • Фольклорные и развивающие игры
    • Телесно-ориентированные методы (адаптивная физическая культура (ЛФК), массаж, танцедвигательные занятия)
    • Творческие студии и мастерские (живопись, керамика, ткачество, столярное дело)
    • Использование компьютера как средства для развития мышления и альтернативной коммуникации
  • Проекты
    • Проект «Социализация»
    • Проект «Центр поддержки людей с синдромом Аспергера и высоко функциональным аутизмом»
    • Проект «Связь поколений»
    • Проект «Театр»
    • Проект «Юмор»
    • Проект «МультСтудия»
    • Проект «Цирк»
    • Проект «Репортаж»
    • Молодёжный клуб
    • Проект «Скауты»
  • Интенсив
  • Летний лагерь
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2019
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2018
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2017
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2016
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2015
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2014
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2013
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2012
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2011
    • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2010
  • ЗАПИСЬ В ЦЕНТР
  • Онлайн-занятия
  • Родительское направление
  • ДТСЗН
НСМ Онлайн
  • Онлайн-мероприятия
  • Вебинары
Наука и диагностика
  • Аутизм
  • Диагностика
  • Наука
  • Результаты работы
  • Международные документы
Обучение
  • Учебный центр
  • ABA
  • Книги
  • Стажировка
Доступная среда
  • Система непрерывного сопровождения
  • Обучение специалистов
  • Трудоустройство
  • «Аутизм: Общение»
  • Коммуникативные карточки
Наша команда
  • Руководители и координаторы
  • Специалисты
  • Международный экспертный совет
  • Друзья и партнеры
Контакты
Ещё
    АНО «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР»
    Оказать помощь
    Записаться в центр
    Заявка на обучение
    8 (495) 374-77-40
    Заказать звонок
    Главная
    О центре
    • История центра
    • Документы и отчетность
    • Творчество
    • Награды и отзывы
    • Как нам помочь
    Новости
    • Новости
    • Мероприятия
    • СМИ о нас
    • Видео
    Комплексная программа
    • Методы
      • Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС
      • Нейропсихологическая диагностика и коррекция
      • Игровое взаимодействие
      • Иппотерапия и другие методы, использующие лошадей в развитии, адаптации и социализации детей с РАС
      • Развитие речи
      • Специальная педагогика
      • Прикладной анализ поведения (АВА)
      • Музыкальные занятия
      • Развитие произвольной деятельности средствами игровой и арт-терапии
      • Фольклорные и развивающие игры
      • Телесно-ориентированные методы (адаптивная физическая культура (ЛФК), массаж, танцедвигательные занятия)
      • Творческие студии и мастерские (живопись, керамика, ткачество, столярное дело)
      • Использование компьютера как средства для развития мышления и альтернативной коммуникации
    • Проекты
      • Проект «Социализация»
      • Проект «Центр поддержки людей с синдромом Аспергера и высоко функциональным аутизмом»
      • Проект «Связь поколений»
      • Проект «Театр»
      • Проект «Юмор»
      • Проект «МультСтудия»
      • Проект «Цирк»
      • Проект «Репортаж»
      • Молодёжный клуб
      • Проект «Скауты»
    • Интенсив
    • Летний лагерь
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2019
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2018
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2017
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2016
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2015
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2014
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2013
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2012
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2011
      • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2010
    • ЗАПИСЬ В ЦЕНТР
    • Онлайн-занятия
    • Родительское направление
    • ДТСЗН
    НСМ Онлайн
    • Онлайн-мероприятия
    • Вебинары
    Наука и диагностика
    • Аутизм
    • Диагностика
    • Наука
    • Результаты работы
    • Международные документы
    Обучение
    • Учебный центр
    • ABA
    • Книги
    • Стажировка
    Доступная среда
    • Система непрерывного сопровождения
    • Обучение специалистов
    • Трудоустройство
    • «Аутизм: Общение»
    • Коммуникативные карточки
    Наша команда
    • Руководители и координаторы
    • Специалисты
    • Международный экспертный совет
    • Друзья и партнеры
    Контакты
    Ещё
      Главная
      О центре
      • История центра
      • Документы и отчетность
      • Творчество
      • Награды и отзывы
      • Как нам помочь
      Новости
      • Новости
      • Мероприятия
      • СМИ о нас
      • Видео
      Комплексная программа
      • Методы
        • Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС
        • Нейропсихологическая диагностика и коррекция
        • Игровое взаимодействие
        • Иппотерапия и другие методы, использующие лошадей в развитии, адаптации и социализации детей с РАС
        • Развитие речи
        • Специальная педагогика
        • Прикладной анализ поведения (АВА)
        • Музыкальные занятия
        • Развитие произвольной деятельности средствами игровой и арт-терапии
        • Фольклорные и развивающие игры
        • Телесно-ориентированные методы (адаптивная физическая культура (ЛФК), массаж, танцедвигательные занятия)
        • Творческие студии и мастерские (живопись, керамика, ткачество, столярное дело)
        • Использование компьютера как средства для развития мышления и альтернативной коммуникации
      • Проекты
        • Проект «Социализация»
        • Проект «Центр поддержки людей с синдромом Аспергера и высоко функциональным аутизмом»
        • Проект «Связь поколений»
        • Проект «Театр»
        • Проект «Юмор»
        • Проект «МультСтудия»
        • Проект «Цирк»
        • Проект «Репортаж»
        • Молодёжный клуб
        • Проект «Скауты»
      • Интенсив
      • Летний лагерь
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2019
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2018
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2017
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2016
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2015
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2014
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2013
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2012
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2011
        • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2010
      • ЗАПИСЬ В ЦЕНТР
      • Онлайн-занятия
      • Родительское направление
      • ДТСЗН
      НСМ Онлайн
      • Онлайн-мероприятия
      • Вебинары
      Наука и диагностика
      • Аутизм
      • Диагностика
      • Наука
      • Результаты работы
      • Международные документы
      Обучение
      • Учебный центр
      • ABA
      • Книги
      • Стажировка
      Доступная среда
      • Система непрерывного сопровождения
      • Обучение специалистов
      • Трудоустройство
      • «Аутизм: Общение»
      • Коммуникативные карточки
      Наша команда
      • Руководители и координаторы
      • Специалисты
      • Международный экспертный совет
      • Друзья и партнеры
      Контакты
      Ещё
        Записаться в центр
        Заявка на обучение
        Записаться в центр
        Оказать помощь
        • Главная
        • О центре
          • Назад
          • О центре
          • История центра
          • Документы и отчетность
          • Творчество
          • Награды и отзывы
          • Как нам помочь
        • Новости
          • Назад
          • Новости
          • Новости
          • Мероприятия
          • СМИ о нас
          • Видео
        • Комплексная программа
          • Назад
          • Комплексная программа
          • Методы
            • Назад
            • Методы
            • Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС
            • Нейропсихологическая диагностика и коррекция
            • Игровое взаимодействие
            • Иппотерапия и другие методы, использующие лошадей в развитии, адаптации и социализации детей с РАС
            • Развитие речи
            • Специальная педагогика
            • Прикладной анализ поведения (АВА)
            • Музыкальные занятия
            • Развитие произвольной деятельности средствами игровой и арт-терапии
            • Фольклорные и развивающие игры
            • Телесно-ориентированные методы (адаптивная физическая культура (ЛФК), массаж, танцедвигательные занятия)
            • Творческие студии и мастерские (живопись, керамика, ткачество, столярное дело)
            • Использование компьютера как средства для развития мышления и альтернативной коммуникации
          • Проекты
            • Назад
            • Проекты
            • Проект «Социализация»
            • Проект «Центр поддержки людей с синдромом Аспергера и высоко функциональным аутизмом»
            • Проект «Связь поколений»
            • Проект «Театр»
            • Проект «Юмор»
            • Проект «МультСтудия»
            • Проект «Цирк»
            • Проект «Репортаж»
            • Молодёжный клуб
            • Проект «Скауты»
          • Интенсив
          • Летний лагерь
            • Назад
            • Летний лагерь
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2019
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2018
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2017
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2016
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2015
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2014
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2013
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2012
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2011
            • Летний лагерь "Нашего Солнечного Мира"® - 2010
          • ЗАПИСЬ В ЦЕНТР
          • Онлайн-занятия
          • Родительское направление
          • ДТСЗН
        • НСМ Онлайн
          • Назад
          • НСМ Онлайн
          • Онлайн-мероприятия
          • Вебинары
        • Наука и диагностика
          • Назад
          • Наука и диагностика
          • Аутизм
          • Диагностика
          • Наука
          • Результаты работы
          • Международные документы
        • Обучение
          • Назад
          • Обучение
          • Учебный центр
          • ABA
          • Книги
          • Стажировка
        • Доступная среда
          • Назад
          • Доступная среда
          • Система непрерывного сопровождения
          • Обучение специалистов
          • Трудоустройство
          • «Аутизм: Общение»
          • Коммуникативные карточки
        • Наша команда
          • Назад
          • Наша команда
          • Руководители и координаторы
          • Специалисты
          • Международный экспертный совет
          • Друзья и партнеры
        • Контакты
        • 8 (495) 374-77-40
        Будьте на связи
        127055, г. Москва, Горлов тупик, д. 11А
        info@solnechnymir.ru
        • Facebook
        • Вконтакте
        • Instagram
        • YouTube
        • Главная
        • Комплексная программа
        • Методы
        • Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС

        Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС

        • Методы
        • Проекты
        • Интенсив
        • Летний лагерь
        • ЗАПИСЬ В ЦЕНТР
        • Онлайн-занятия
        • Родительское направление
        • ДТСЗН
        • Описание
        Описание
        1 / 9
        Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАСМетод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС

        С 1995 года в нашем Центре разрабатывается и применяется в реабилитационной практике методика коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра. Это уникальная авторская методика, разработанная руководителем реабилитационной программы "Нашего Солнечного Мира"® И.Л.Шпицбергом, позволяет в существенной степени восстановить дефицит нормального восприятия и значительно улучшить процесс взаимодействия аутичного ребенка с окружающим миром.

        В результате занятий наблюдается снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, существенное увеличение исследовательской активности, улучшение процессов подражания, улучшение коммуникативных возможностей, общая нормализация эмоционального состояния, увеличение объема произвольных действий. Вследствие этого значительно повышается успешность занятий с дефектологами, логопедами и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики.

        За 15 лет применения метод позволил многим детям улучшить их возможности восприятия вплоть до возможности адекватного существования в "здоровом" социуме.

        В 2005 году метод был представлен на конференции памяти К.С.Лебединской в Институте Коррекционной Педагогики Академии образования (г. Москва).

        Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // журнал "Аутизм и нарушения развития" - 2013/2

        Текст доклада с конференции 2005 г. в альманахе ИКП РАО

        Альманах

        Института Коррекционной Педагогики РАО.

        9/2005

        Адрес в интернет: http://www.ise.edu.mhost.ru/almanah/9/p58.htm

         

        КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.
        Шпицберг И.Л.

        Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»® (Москва)

          Многие исследования природы и структуры особенностей развития детей с синдромом раннего детского аутизма подтверждают гипотезу о гиперсензитивном восприятии, свойственном им на ранних этапах онтогенеза. С учетом этой гипотезы становится очевидной невозможность адекватного развития сенсорных систем у детей с РДА. Также можно предположить, что дефект формируется как в процессе раннего формирования сенсорных систем (до 1,5 – 2 лет), так и впоследствии, в результате использования патологически сложившегося «сенсорного стереотипа».
          В норме, ребенок учится распознавать внешние объекты максимально достоверно за счет:

        - оттачивания техники «фиксации» на объекте, используя навыки игнорирования вторичной, шумовой информации;

        - синтеза различных сенсорных сигналов от различных сенсорных систем и анализа различных качеств и свойств объекта.

          При РДА, так как большинство поступающих сенсорных сигналов воспринимаются как избыточные, ребенок вынужден обучаться процессам «игнорирования», снижения интенсивности поступающего сигнала. Формируется механизм защиты от «внешних воздействий» (О.С.Никольская–2000г.) Вместо последовательного развития и совершенствования сенсорных систем в направлении изучения окружающего мира развивается механизм игнорирования внешних сигналов.

          Можно предположить, что для реализации задач, связанных с игнорированием, аутичный ребенок тренирует и совершенствует механизмы фиксации, добиваясь максимального самопоглощения свойствами выделяемого объекта. При этом формируются стереотипные виды деятельности «подкрепляющего» и «замещающего» характера в зависимости от поглощенности процессом и возможности совмещения стереотипной и произвольной деятельности.
          В то же время интенсивно развивается чувствительность по направлениям, несущим минимум сенсорной информации - вместо насыщенного сенсорными сигналами фронтального направления развиваются периферические зрительные и слуховые поля. Избегаются любые яркие (интенсивные) сенсорные стимулы, ребенок избегает глазного контакта, плачет, когда его берут на руки. Сенсорные механизмы отстраиваются так, чтобы, воспринимая минимум сенсорной информации, тем не менее давать ребенку представление о внешнем мире. Поэтому не формируется синтез различных сенсорных систем (зрительной, слуховой, кинестетической), не формируется бинокулярное зрение и биноуральный слух.
          Если посмотреть, как аутичный ребенок отслеживает руку взрослого, звенящую в колокольчик, можно заметить, что он или смотрит или слушает, и никогда не делает того и другого вместе.
        Одновременно с выбором наименее информативных сенсорных направлений как приоритетных в восприятии внешнего мира формируется устойчивая система замещений предполагаемых незнакомых (и, следовательно, потенциально опасных) стимулов хорошо известными собственными - формируются «аутостимуляции», стереотипии. В этом процессе также ведущую роль играет развитие механизмов фиксации.
          Таким образом, ребенок останавливается на "аутичном" варианте механизма саморегуляции как на наиболее адаптивном в его случае.
          В дальнейшем, когда острый (сенситивный) период проходит, ребенок продолжает осваивать внешний мир уже более спокойно, используя свою специфически отстроенную сенсорную систему. Совершенствуются периферические сенсорные направления, мир воспринимается дискретными сигналами, не связанными ни в рамках одной сенсорной системы, ни в синтезе различных систем. Стереотипии занимают существенное, главенствующее место в общей «сенсорике», подразделяясь на «замещающие» и «подкрепляющие». «Замещающие» практически полностью вытесняют внешние сенсорные стимулы, «подкрепляющие» обеспечивают стабильное самоощущение, не препятствуя восприятию внешней информации.
          В течение 10 лет в центре реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» разрабатывается и используется в коррекционной практике методика соматосенсорной коррекции детей с нарушениями в развитии в первую очередь аутистического спектра.
        Суть методики в специфическом взаимодействии специалиста и ребенка, при котором специалист оказывает воздействие на сенсорные системы ребенка, формируя стимулы в соответствующих зонах периферической и фронтальной чувствительности.
          Целью взаимодействия является стимулирование последовательного адекватного развития сенсорных систем ребенка схожего с естественным развитием, соответствующим определенным этапам онтогенеза. При этом особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу различных сенсорных систем (в первую очередь - зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия), формированию фронтального сенсорного направления как приоритетного. Помимо этого существенное внимание уделяется совершенствованию механизмов фронтального взаимодействия ребенка со специалистом.
          В качестве стимулов используется в первую очередь лицо и ладони рук специалиста, положение его тела в пространстве относительно ребенка, различные звуки, издаваемые специалистом (хлопки в ладоши и т.п.). Метод учитывает онтогенетически закрепленную потребность ребенка в установлении первичного контакта со взрослым на ранних этапах онтогенеза, ориентируясь на лицо и глаза взрослого.
          Таким образом, помимо задач, связанных с развитием сенсорики ребенка, в процессе занятий заново выстраивается коммуникативный стереотип, в норме формирующийся на первом году жизни.
          Наиболее ощутимыми результатами работы является снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, существенное увеличение исследовательской активности, улучшение коммуникативных возможностей, общая нормализация эмоционального состояния, увеличение объема произвольных действий. Как следствие, отмечается рост успешности в процессе занятий с логопедами-дефектологами и другими специалистами, использующими когнитивно ориентированные методики. Улучшение психоэмоционального состояния повышает успешность детей с РДА в процессе интеграции в дошкольные и школьные учреждения общего вида.
         

        ©2000-2006 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
        Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272
        Регистрация ОФАП N 50200100254.


        При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.
        Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.
        Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна. Адрес электронной почты редакции: nikolskaya@ise.edu.mhost.ru  Создание и поддержка: Головков Н.Н. web@ise.edu.mhost.ru, 2006.

        Ответственный за выпуск альманаха: O.C. Никольская.

        E-mail: nikolskaya@ise.iip.net

        В 2011 году автором получен патент на метод "Коррекция развития сенсорных систем у детей с нарушениями развития аутистического спектра" (отдел медицины ФГУФИПС РФ, N 2412727).

        Авторский метод коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра И.Л. Шпицберга вошёл в учебник «Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств» Бородиной Л.Г., Семаго Н.Я. и Семаго М.М., который используется в качестве пособия для подготовки специалистов и магистров медицинских, психологических и педагогических ВУЗов.


        Материалы по теме:

        Видео: Игорь Щпицберг о коррекции аутизма(интервью программе "Недетский вопрос", телеканал "Мать и дитя", 2010 г.).

        Назад к списку
        Подписка
        на рассылку
        Подписаться
        О центре
        Новости
        НСМ Онлайн
        Наука и диагностика
        Обучение
        Комплексная программа
        Доступная среда
        Наша команда
        Контакты
        8 (495) 374-77-40
        Заказать звонок
        info@solnechnymir.ru
        127055, г. Москва, Горлов тупик, д. 11А
        Мы в соцсетях
        • ‚контакте
        • Facebook
        • Instagram
        • YouTube
        127055, г. Москва, Горлов тупик, д. 11А
        НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР 8 (495) 374-77-40
        © 2021 solnechnymir.ru
        Версия для
        слабовидящих
        Версия для
        печати
        Политика в отношении обработки персональных данных
        Просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности  Принять
        Хотите помочь?

        Выберите сумму пожертвований в адрес АНО «Наш Солнечный Мир»

        Или впишите сумму пожертвования:


        Информация для отправки чека:

        Отправляя форму, Вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности