При оказании услуг ранней помощи используются недирективные технологии взаимодействия с ребенком в игровой и других видах детской деятельности, консультирование-коучинг родителей.







Направление «Ранняя помощь» помощь оказывается в рамках авторской модели «Российская лекотека», разработанной в 2001 г., одобренной Министерством Образования РФ и отмеченной Золотой медалью на Всероссийской выставке «Новые технологии в образовании». В 2015-2018 гг. модель была модернизирована в связи с разработкой Минтрудом РФ проектов стандартов оказания услуг ранней помощи, а также разработанной авторами технологии дистанционного консультирования родителей в рамках компетентностного подхода. Программа «Лекотека» заняла 1-е место на «Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2018» в номинации «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся», проведенном Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России».
При оказании услуг ранней помощи используются недирективные технологии взаимодействия с ребенком в игровой и других видах детской деятельности, консультирование-коучинг родителей.
Принципиальное отличие работы направления - воздействие на развитие ребенка через повышение компетенций родителей (семейно-центрированный подход). При этом используются две формы работы: 1) проведение совместных игровых сеансов специалиста с ребенком и родителем, 2) дистанционное консультирование-коучинг родителей с использованием видеозаписей взаимодействия с ребенком и самостоятельной активности ребенка в естественных жизненных ситуациях повседневной жизни (дома и вне дома). Во всех формах работы оказываются комплексные услуги, направленные на поддержку развития ребенка в нескольких сферах единовременно.
Цели работы:
-
содействие физическому и психическому развитию детей;
-
содействие адаптации и вовлеченности детей в естественных жизненных ситуациях повседневной жизни;
-
формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом;
-
содействие включению детей в среду сверстников и их интеграции в общество;
-
повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Задачи работы направления:
-
оценка состояния функционирования ребенка, его вовлеченности и успешности в естественных жизненных ситуациях;
-
составление индивидуальной программы ранней помощи;
-
содействие родителям в реализации индивидуальной программы ранней помощи посредством повышения их компетенций в процессе игровых сеансов и дистанционного консультирования-коучинга, включая обучение родителей использованию эффективных технологий ранней помощи и организации развивающей среды;
-
текущая, этапная и итоговая оценка эффективности реализации индивидуальной программы ранней помощи.