Описание
Этим летом состоялся очередной (21-й по счету) реабилитационный лагерь Центра «Наш Солнечный Мир».
В этом году он проводился на территории пансионата «Велегож», расположенном на высоком берегу реки Ока в Тульской области. В лагере отдохнули и поправили свое здоровье более ста семей – подопечных нашего Центра.
Новые впечатления, новые занятия и проекты, много хорошего настроения – таким был этот лагерь. Наши ребята блистали на сцене в спектаклях и сказках, пели и танцевали, играли на музыкальных инструментах. Пробовали себя в ремеслах и разных профессиях, занимались спортом и фольклором.
Благодаря интенсивности занятий в лагере, многим удалось достичь больших результатов!
ТЕМА ЛАГЕРЯ
/ 24
Темой лагеря в этом году стала известная сказка «Волшебник Изумрудного Города». На открытии лагеря дети и взрослые погрузились в сказочный мир приключений. Наши педагоги играли роли Элли, Тотошки, Железного Дровосека, Страшилы, Трусливого Льва и провели всех "дорогой трудной из жёлтого кирпича" в Изумрудный Город к волшебнику Гудвину.
Для жителей лагеря это путешествие продолжалось 12 дней, пока длилась лагерная смена. И у каждого в этом пути были свои испытания: индивидуальные и групповые занятия, разнообразные проекты, новый опыт и сильные впечатления...
А в конце этого путешествия, на закрытии смены, все снова встретились с Великим Гудвином, который исполнил желания главных героев и подарил всем жителям лагеря подарки на память.
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
/ 43
В этом лагере у каждого нашего подопечного, как обычно, была очень насыщенная программа занятий. Ребята занимались спортом, играли в фольклорные игры, учились взаимодействовать в социальных и других проектах. Наши педагоги в интенсивном (ежедневном) режиме занимались с ними логопедией, кинезиотерапией, продуктивной деятельностью, игровой терапией, музыкой. Многим ребятам удалось принять участие в любимом всеми "Мультпроекте" и своими руками создать анимационные фильмы.
В лагере все детишки с расстройствами аутистического спектра получили возможность заниматься со специалистами по методу сомато-сенсорной терапии, разработанному руководителем реабилитационной программы "Нашего Солнечного Мира" Игорем Шпицбергом.
Игорь Шпицберг: аутист способен развиваться в "понимающей среде" - интервью РИА-Новости.
ИППОТЕРАПИЯ
/ 10
Занятия иппотерапией в этом году после 4х-летнего перерыва проходили на наших солнечномирских лошадях.
Достоинство лагеря - возможность проводить занятия среди природы, леса. Каждый день каждый ребенок занимался на своей любимой лошади по индивидуальной программе.
(видео из очерка РИА-Новости о нашем лагере "Идеальный мир – тот, в котором тебя понимают")
Были и групповые занятия, на которых ребята учились взаимодействию, управлению лошадью и вольтижировке.
И лошади были очень довольны - ведь после каждого занятия юный всадник благодарил их морковкой, яблоком и другими вкусностями.
Занятия проходили не только на площадке, но и в конюшне - некоторые ребята приходили ухаживать за лошадьми - поили, кормили, чистили. После лагеря лошади уехали "догуливать свой отпуск", а ребята с нетерпением стали ждать продолжения занятий.
ПРОЕКТ "СКАУТЫ"
/ 19
Этим летом наши храбрые скауты вышли на новые рубежи отваги и доблести! В дремучем лесу, недалеко от лагеря, нами был найден глубокий овраг с отвесными краями. Мы поняли - вот вызов нашему мужеству! Немного посовещавшись и разработав план действий, мы начали осваивать это непростое препятствие, преодолевая страх, совершенствуя нашу физическую форму и оттачивая навыки взаимодействия.
Делали мы это очень по-разному. Сперва мы учились "ходить в связке" - перебираться через овраг, переходить ручей по бревну, поддерживая друг друга. Это было очень непросто, некоторые из нас весят очень немало, и всем остальным приходилось изрядно потрудится, вытягивая товарищей из оврага. Ребятам приходилось все время помнить о том, что надо не только пройти по бревну самому, но и помочь перебраться товарищам. Страховочная веревка, к которой все были пристегнуты, постоянно об этом напоминала. Но мы справились! И тогда наступило время попытаться перебраться через овраг, также в связке. И наконец, когда мы справились и с этим крайне непростым заданием, началось самое интересное. Мы переправлялись через глубокий овраг по натянутой веревке. Было страшно и одновременно невероятно интересно. Ребята просили еще и еще раз повторить это упражнение. В общем, все справились.
За две недели лагеря, тренируясь ежедневно, ребята стали значительно более уверены и выносливы. Почувствовали себя уважаемыми и нужными. Ведь они все время находились в тесном взаимодействии друг с другом, и от действий каждого зависел успех всего процесса в целом. Конечно, мы хвалили ребят за каждое достижение. Но гораздо лучше любой похвалы - личный опыт, показывающий тебе, что ты нужен, полезен, совершенно необходим в общем деле, успех которого зависит от успехов каждого участника.
подробнее о проекте "Скауты"
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ "ЛУЧИК"
/ 12
Литературная студия Виктора Гавриловича Кротова «Лучик» работала в лагерях «Нашего Солнечного Мира» с 2001 по 2005 год. По материалам этого периода вышла книга В.Г.Кротова «В каждом светит лучик. Занятия словесным творчеством с особыми детьми и не только с ними» (Москва, Центр «Нарния», 2011). Рассказ о лагере в Балабаново, ставший вступлением к этой книге, можно прочитать здесь.
В 2012 году студия "Лучик" возобновила свою работу.
Задача литературной студии – помочь ребёнку или взрослому, в соответствии с его индивидуальными особенностями, осваивать язык, письменную речь и развивать навыки сочинительства. В основных занятиях студии участвовали дети, подростки и взрослые. Прийти мог каждый. И каждый, кто приходил, оказывался самобытной творческой личностью. Этому помогало «тормошение жанром» - вовлечение в ту или иную из игр, которые в литературе называются жанрами.
Самым любимой игрой – то есть жанром – оказалось придумывание афоризмов-определений. Ведь в этом жанре можно создать законченное литературное произведение даже за одну минуту, а то и быстрее. О возможностях самовыражения в этом жанре можно составить представление, заглянув в тот словарь афоризмов-определений, который стал одним из результатов работы студии. В нём свыше двухсот афоризмов, полных мысли, юмора, парадоксов, образов и переживаний.
Кроме того, участники студии сочинили много замечательных сказок, рассказиков, эссе и стихотворений. Эти произведения публиковались в настенной литературной газете «Лучик» и пользовались успехом у читателей.
Кроме основных занятий студии, состоялся мастер-класс для старших – молодых людей и их родителей, после которого прошло несколько занятий, на которых были словесные и литературные игры, переходящие в коллективное сочинительство, где каждый мог проявить себя. Афоризмы-определения мы придумывали и на этих занятиях.
Наконец, одно занятие прошло в рамках психологического семинара для родителей, который проводила Ирина Николаевна Кричевец. Это занятие было посвящено сочинению сказок, основой которых являлось решение психологических проблем.
ПРОЕКТ "РЕПОРТАЖ"
/ 12
Каждый вечер в киноклубе пансионата все наблюдали за жизнью лагеря в выпусках «Солнечных новостей», сделанных участниками проекта «Репортаж». Под руководством педагогов ребята сами готовили эти выпуски, попеременно выступая в роли диктора, оператора, корреспондентов, звукооператора.
Проект «Репортаж» является одной из особенно оригинальных и концептуальных методик в лагере «Солнечного мира». Он состоит в реальном моделировании процесса репортёрской работы, техническую поддержку которого обеспечивают педагоги, ведущие проект, а непосредственное участие принимают те, кому оно помогает преодолевать трудности коммуникации и улучшать социальную адаптацию.
Даже для самого обычного молодого человека было бы интересно, увлекательно и престижно оказаться в роли ведущего новостной передачи или репортёра со всеми необходимыми атрибутами профессии: микрофоном, камерой, а главное – публикой, которая видит тебя на экране!.. И когда такая возможность становится стимулом для человека ограниченных возможностей, любая из этих границ может дрогнуть и позволить сделать новый шаг или хотя бы шажок в сторону внутренней свободы.
Да, кому-то приходится подсказывать почти каждое произносимое «в эфире» слово, кто-то справляется лишь с минимальной степенью участия в репортаже, прямой эфир и переключение на репортёра осуществляются за счёт монтажа, но это действующая реальность – и наверняка сильно воздействующая на реальность внутреннюю. И самые традиционные для новостной передачи реплики – «Спасибо, Андрей. А сейчас мы узнаем результаты опроса... Таня!..», «Спасибо, Александр. Сегодня мы задали нескольким людям один и тот же вопрос...» - вызывают чувство радости за ту новую область свободы, которую отвоевали ведущие проекта для своих подопечных.
Виктор Кротов
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ИЗУМРУД"
/ 8
C первых дней в лагере открылось Издательство "Изумруд". В издательстве ежедневно работали ребята под руководством ведущей этого проекта Инной Карпенковой. Часть ребят работали журналистами - фотографировали события в лагере, писали заметки, набирали их на компьютере и размещали в стенной газете. Газета обновлялась раз в два дня, а иногда и ежедневно.
К ребятам подключались и некоторые родители - они приносили новости, фотографии. Вторая группа ребят осваивала полиграфическую аппаратуру - участники проекта учились распечатывать файлы, работать на резаке, ламинировать и пользоваться брошюровщиком.
Важно было научиться взаимодействовать друг с другом в командной работе.
Результатом работы издательства стали красочные именные альбомчики, которые получил каждый ребёнок в конце смены. В альбомчике были запечатлены картинки жизни в лагере, а также портреты каждого ребенка во время его участия в разных занятиях.
К концу смены ребята работали настолько слаженно, что закончили всю работу даже раньше намеченного срока. Работа в полиграфической мастерской многим из них очень понравилась. Кто знает, возможно, в будущем они заходят освоить специальность полиграфиста!
ОБЩЕНИЕ И ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА
/ 5
Занятия с использованием компьютера проходили для тех ребят, которые пока не могут пользоваться устной речью, но могут и хотят общаться в диалоге. Для многих из них компьютер стал мостиком в общении с другими людьми. Если ребенок может выразить свои чувства не только улыбкой, криком или слезами, а более развернуто - что именно ему важно, что хочется, почему он устал - и взрослый реагирует на оттенки его эмоций соотвественно, то общение становится полноценным. Особенно между мамой и ребенком.
Именно ради этого и используется компьютер, а специалист, ведущий занятия, подсказывал родителям и самому ребенку те или иные нюансы процесса общения с использованием клавиатуры.
Некоторым же ребятам развивающие компьютерные игры позволили быстрее осваивать письменную речь, развивать логическое мышление.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ
/ 6
В театральном тренинге участвовали ребята подросткового возраста. Это был их первый опыт подобной деятельности. В занятиях использовались элементы разных методик: постановки дыхания, фонетической ритмики, речевой разминки, пластики. После разминки ребята приступали к театральным этюдам и успешно изображали разных животных и героев. Интересно было не только самому изобразить кого-то, но и посмотреть, как другие это делают.
Настоящим открытием стало то, что на одну и ту же тему у каждого получился свой неповторимый этюд. Это помогало осознать, насколько уникальнен и неповторим мир в каждом из нас.
ПРОЕКТ "ТЕАТР"
/ 17
Проект "Театр" был задуман для самых старших участников лагеря. Целью проекта было не только освоить азы театрального мастерства, но и развить коммуникативные навыки участников, повысить самооценку.
Так как тема лагеря была "Волшебник изумрудного города", то и темой театральной постановки стала одна из книг этого цикла - "Желтый туман".
В ходе подготовки спектакля ребята примеряли на себя разные роли и характеры. Робкая Катя пыталась быть грозной волшебницей. Таня, которой тяжело было справиться со своей ролью в первой смене, во второй смене так включилась в процесс, что освоив свою роль, стала помогать другим. Рома, всегда ходивший с плеером, снял наушники и с нетерпением ждал момента выхода на сцену.
А в конце каждой из смен ребятам предстояло показать спектакль. И с этой задачей, не смотря на волнение и многие трудности, они прекрасно справились.
ПРОЕКТ "КРОКОДИЛ"
/ 5
На этом проекте ребята играли в одноименную игру: задачей молодых людей было научиться изображать без помощи слов и звуков сначала отдельные слова, а затем и целые фразы. Эта известная всем веселая игра помогает ребятам развить в неформальной обстановке навыки невербальной коммуникации, уменьшает зажатость и стеснительность, повышает уровень самоконтроля, учит работать в команде, а главное - приносит всем участникам массу положительных эмоций.
ПРОЕКТ "ТАНЦЫ"
/ 9
На проекте "Танцы" собрались наши старшие ребята. Они с успехом осваивали как простые круговые танцы, так и парные исторические. Занятие начиналось с веселой разминки, на которой разучивались простые и не очень простые движения, а затем эти же движения вводились в сами танцы.
Каждый танец сопровождала специально подобранная музыка. Ребята надевали костюмы и, как настоящие танцоры, двигались под музыку, осваивая новые движения. В конце смены был устроен настоящий бал, и ребята со сцены смогли показать зрителям всё, чему научились на занятиях.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Участники взрослого музыкального проекта за время смены подготовили инсценировку песни "Маленький принц". Предлагаем её вашему вниманию.
КОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
/ 13
Наш лагерь совпал с Олимпийскими играми в Лондоне, и это определило тему конного представления, которое прошло в день закрытия второй смены. Ребята показали свое мастерство верховой езды, изображая жителей разных стран. Это было настоящее шоу с костюмами, музыкой и отличным настроением!
КИТ ЛОРИНГ
/ 3
В этом году к нам лагерь приезжал наш дорогой друг Кит Лоринг.
Кто еще не знает, Кит - британский арт- и драма-терапевт, супервизор, руководитель Арт-терапевтической организации "Ragamuffin project" - профессионального агентства, специалисты которого занимаются терапией и творческим выражением с детьми, подростками и семьями в кризисных ситуациях. Организация сотрудничает со средним школами, специальными школами, детскими тюрьмами, домами ребенка, домами сирот, другими общественными и частными организациями, работающими с психически больными детьми, детьми-инвалидами, перенесшими физические и психические травмы, и родителями детей. Кит также работает в Финляндии, Камбодже, в Южном Уэльсе. Больше 10 лет он неоднократно приезжал в Россию (Санкт-Петербург, Москву и другие города), и уже второй раз посещает лагерь "Нашего Солнечного Мира".
В этом году Кит занимался не только службой психологической поддержки родителей и тренингами для родителей, но также работал со старшими детьми с аутизмом и проводил супервизионные встречи с сотрудниками центра. Таким образом, были задействованы все участники реабилитационного процесса. Это положило начало новому направлению работы центра - Комплексной психологической поддержке всех участников реабилитационной работы Центра "Наш Солнечный Мир". Кит Лоринг согласился стать руководителем и куратором этого направления и теперь будет чаще приезжать к нам.
Мы выходим на мировой уровень!
Кит Лоринг: в каждом человеке есть прекрасное, способное излечить его - интервью РИА-Новости
На РИА-Новости вышел очень хороший репортаж о нашем ежегодном летнем реабилитационном интегративном лагере.
ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ
"Дорогие, любимые педагоги, организаторы! Спасибо Вам за теплоту, радость, за возможность нам, родителям, побыть в сказке, почувствовать себя немного моложе! Понравилась и организация занятий, и вечера. И даже погода нам дарила каждый раз солнышко. Успехов! И пусть работа Вам приносит радость! Спасибо!"
Надежда Юрцева, Москва
"Любимому "Нашему Солнечному Миру" - Ура-ура-ура!
Дальнейших успехов и процветания!"
Романовы, Воркута
"Огромное спасибо "Нашему Солнечному Миру": коллективу, родителям, детям за безоблачное пребывание в чудесном лагере. Всё, что вами делается, - делается от души и с искренним желанием помочь особенным детям и их особенным родителям. Поэтому вам всегда будет сопутствовать успех!"
Инна, мама Миши Яковцова, Новороссийск
ОТ ВСЕЙ ДУШИ МЫ БЛАГОДАРИМ ВСЕХ, КТО ПОМОГ ЭТОМУ ЛАГЕРЮ СОСТОЯТЬСЯ!
- Фонд ARC, который профинансировал пребывание в лагере (питание и проживание) 25 семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, трёх молодых людей с инвалидностью, а также оплатил пребывание в лагере Кита Лорринга (арт- и драматерапевта из Великобритании);
- Доноров Фонда: Корпорацию «Шеврон Нефтегаз Инк.», ООО «Перфетти Ван Мелле» и частных лиц;
- Васильева Николая Анатольевича, благодаря помощи которого 5 семей смогли пройти реабилитацию в нашем лагере.
Средства, пожертвованные нашими друзьями О.В.Шамайко, Малаховой, Н.А.Васильевым, а также НФ «Слава Отечества» были израсходованы на приобретение необходимых реабилитационных материалов и оборудования для проведения занятий в лагере.
Благодаря помощи фондов БФ «Абсолют Помощь», БФ «Расправь Крылья», БФ «Под звездой надежды», БФ «Кто если не я», а также ОАО «Россельхозбанк» и Мещерякову Андрею отдохнули и прошли интенсивный курс реабилитации в лагере наши подопечные: Куликов Дмитрий, Шаталова София, Толстокоров Владислав, Сальковский Владислав, Новикова Лада, Половинкин Андрей, Милютин Денис, Радзиевские Андрей и Григорий, Кривошеев Александр.
СПАСИБО ВСЕМ!
Тексты подготовили: Игорь Шпицберг, Ирина Леонова, Инна Карпенкова, Ася Политова, Наталия Климонтович, Людмила Кулакова, Наталия Филимонова, Наталия Харламова
Фотографии: Наталия Харламова