Центр "Наш Солнечный Мир" ежегодно проводит детские новогодние праздники и показывает для ребят интерактивный спектакль. Подготовка к праздникам обычно начинается ещё в ноябре, когда выбирается тема и готовится сценарий сказки. В этом году темой праздников была выбрана сказка Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Основа для сюжета взята из мультфильма "Щелкунчик" киностудии “Союзмультфильм” и адаптирована с использованием персонажей оригинальной сказки.
Распределение ролей происходило вплоть до последнего дня перед спектаклями. На некоторые роли актёры заявлялись заранее и были готовы отыграть в спектаклях все три дня. В других случаях одну и ту же роль между собой делили по дням несколько человек - это усложняло проведение репетиций и приходилось по несколько раз рассказывать содержание роли разным людям. Та же ситуация с техническими задачами - например, для подготовки застолья и приёма подарков для детей человек выбирался в день праздника из пришедших. Зато фотограф у нас был бессменный и сам знал, что делать./br> Все роли исполняли сотрудники нашего центра, а также их дети-подростки. Всем им БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
Новогодние сказки в нашем центре всегда предполагают активное участие ребят и рассчитаны на разнообразную детскую аудиторию. Для совсем маленьких основной радостью от праздника становятся разнообразные сенсорные впечатления (тут главное не переборщить).
Одним из важных элементов, дополняющих картину сказки, является музыкальное сопровождение. В этом году были использованы композиции из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. Музыкальным сопровождением занимался отдельный человек - его задача не только своевременно переключать и останавливать треки, ориентируясь на действия актёров, но и регулировать громкость в зависимости от реакции на звук детей, участвующих в празднике.
Для ребят постарше нужны яркие, запоминающиеся образы. И главные герои, и второстепенные персонажи должны выглядеть и двигаться красиво, говорить и действовать чётко и понятно.
Одним из самых сложно реализуемых образов был Мышиный Король - ведь у него должно быть три головы!! Вот как нам удалось сделать маску Короля из простых материалов:
Таким образом представление, проходящее по одному сценарию, подходят и малышам, и уже взрослым ребятам. При этом, безусловно, деление на группы по возрастам было необходимо. Сказка адаптировалась к группе заранее в зависимости от возраста (скорость и простота диалогов) и по ситуации в группе (количество ребят, их индивидуальные особенности и настроение). Всего в этом году мы провели восемь праздников: два для малышей, четыре для школьников и два для подростков.
Каждый год наполнение сказки примерно одинаковое, немного меняется лишь последовательность действий в интерактивной части.
Отдельное событие в подготовке к проведению праздников - установка декораций и украшение зала. Обычно это происходит вечером перед первым днём представлений и может продолжаться до глубокой ночи. В этот раз мы украсили два зала - зал, где будут проходить спектакли, и зал для застолья, где ребята получат угощения и подарки от Деда Мороза.
Зал для застолья оформляется по-новогоднему - мы расписали окна зимними сюжетами, развесили гирлянды и мишуру на стенах и, конечно же, поставили новогоднюю ёлку, под которой появлялись подарки.
Оформление зала для представлений - задача более сложная. В зонировании пространства отталкивались от последовательности событий в сценарии. По задумке ребята сначала попадают в праздничный зал в доме главного героя - у входа в зал остаётся большое свободное пространство. От второй половины зала оно визуально отграничено гирляндой-растяжкой, которая сделана из картинок нашей студии рисования для подростков. Дальше по сюжету ребята переходят из одной зоны в другую по своеобразному "сенсорному" коридору. Коридор удачно расположился вдоль окон, где потолок более низкий, а от остального зала он ограждён прикреплённой к потолку белой укрывной материей. Из коридора участники спектакля попадают в зрительный зал теневой сказки - здесь уже стоят стулья и скамьи, а у стены напротив окон закреплена ширма для теневого театра. После сказки снова интерактив и снова необходимо большое пространство - это средняя часть зала. Здесь же к залу примыкает широкий проход - мы отделили его черными тканями-занавесами и получилась нора Мышиного Короля, по совместительству ставшая костюмерной и гримерной. Для показа теневой сказки помещение должно быть хорошо затемнено, поэтому окна мы заклеили чёрной плёнкой, задекорировав сверху белыми тканями и укрывным материалом. Ткани, укрывной материал, а также тонкая прозрачная плёнка использовались и для драпировки стен, которые дополнительно украшались электрическими гирляндами.
В этом году мы справились с подготовкой зала достаточно рано, время даже не перевалило заполночь.
Приглашает детей и их родителей один из главных героев - в этом году ребят встречала девочка Мари. Она же вспомнила, что скоро праздник: “Ребята, а какой?” - и предложила нарядить ёлку. Пока все заходили и когда наряжали ёлку, звучала “Маленькая увертюра” (здесь и далее композиции из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского).
Ребятам из подростковых групп досталось целых четыре ёлки разных размеров, которые были расставлены по всему залу - нужно было все их отыскать и не забыть украсить каждую.
Когда ёлка украшена и Мари с ребятами зажигают гирлянду: “Ёлочка, гори!” - появляется Волшебник. У него есть волшебная шляпа, волшебная палочка, волшебный плащ и самое главное - волшебные игрушки! С композицией “Марш” начинается Парад Игрушек!
Подбор костюмов и людей на роли игрушек длился долго, но в последний день перед спектаклем всё сложилось и игрушек оказалось даже больше, чем планировалось.
Здесь были и куклы в красивых платьях, которые кружились и говорили "мама"; и солдатик в настоящем гусарском мундире, который был местами оловянный и всех путал, называясь паровозиком; и волшебные звери - радужный тигр, пушистый белый медведь, весело лающая собака и неповоротливая панда. Были даже грустно вздыхающий Пьеро и опасный паук Чёрная Вдова.
Задачей ребят было распознать и угадать образы - тогда игрушки присоединялись к их компании и до конца сказки помогали участвовать в интерактивах. Не обходилось и без забавных казусов: куклу, например, назвали роботом последней модели.
Завершает парад игрушек появление особой игрушки, Щелкунчика. Щелкунчик опечален, и Мари предлагает ребятам пожалеть и подбодрить его. Все вместе - и Мари с Волшебником, и ребята с родителями, и Игрушки водят хоровод под песенку "Кто у нас хороший" вокруг устроившегося в середине Щелкунчика. Он тронут участием Мари и ребят и признаётся, что на самом деле он не игрушка, а заколдованный человек. Щелкунчик зовёт ребят с собой в страну игрушек.
Путешествие в страну игрушек проходит по волшебному коридору, украшенному еловыми ветками, светящимися гирляндами и свисающими с потолка новогодними шарами и фигурками. Под композицию "Танец феи Драже" ребята идут сквозь коридор и попадают в зрительный зал, где вместе с родителями и Игрушками рассаживаются на скамейки и стулья и смотрят теневую сказку.
Теневая сказка - постоянный элемент в наших интерактивах. Он позволяет дополнить историю событиями, которые сложно или долго показывать вживую. Иногда это лишь фрагмент истории - рассказ о том, что случилось в сказочном мире до того, как сюда пришли ребята, иногда вся история целиком, в которой сообщается секрет победы над злодеем. В этот раз тени рассказывали о том, как и почему Принц превратился в Щелкунчика, как он попал к Мари новогодним подарком, как Мари похитил и унёс в свою нору страшный Мышиный Король и как Щелкунчик победил его, сбив с головы (или даже с голов!) волшебную корону. Щелкунчик превращается в Принца, освобождает Мари, и они живут долго и счастливо.
И тут под музыку "Китайский танец" появляется мышиная армия. Мыши-актёры с первого спектакля ухватили суть своих образов и стройными цепочками прокрадывались в зрительный зал, в поисках Мари обнюхивая ребят. Тут же из норы появлялся Мышиный Король и начинал руководить действиями своих подданных, торопя их и указывая на Мари. Мыши находят несчастную, уводят в нору, а затем выстраиваются живой стеной перед своим Королём, шипя и размахивая лапками.
Сложно быть Мышиным Королём! Внутри маски с каждым выдохом становится всё жарче и душнее, а говорить так, чтобы слышали в зале - слишком громко для собственных ушей. Обзор минимальный, габариты не позволяют самостоятельно выбраться из своей же норы, а корона на самой верхушке норовит зацепиться за висящие всюду гирлянды-растяжки. Но несмотря на все трудности, актёры замечательно справились с этой ролью.
Не проще и рядовым Мышам. Это, конечно, секрет, но некоторые из них в начале спектакля были Игрушками. Актёрам приходилось во время теневой сказки скрываться в норе и менять образ.
Щелкунчик просит ребят о помощи - предлагает закидать мышей снежками (поблизости, как по волшебству, как раз стоит корзинка с синтепоновыми шариками). Мыши продолжают шипеть и уворачиваться от обстрела, но в итоге по одной пропадают в норе и с грохотом там лопаются (как в мультфильме). Мышиный Король остаётся один, снежки не причиняют ему вреда, и тогда Щелкунчик своей саблей сбивает корону с его головы. Король суетливо пытается спастись в норе, но внутри он тоже лопается, оставляя после себя облако мыльных пузырей.
Пока все радуются победе и мыльным пузырям, Щелкунчик превращается в Принца под волшебную музыку “Вальс цветов”. Он освобождает Мари из норы и вместе они зовут ребят на праздничный пир.