Центр "Наш Солнечный Мир" ежегодно проводит детские новогодние праздники и показывает для ребят интерактивный спектакль. Подготовка к праздникам обычно начинается ещё в ноябре, когда выбирается тема и готовится сценарий сказки. В этом году темой праздников была выбрана сказка Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Основа для сюжета взята из мультфильма "Щелкунчик" киностудии “Союзмультфильм” и адаптирована с использованием персонажей оригинальной сказки.
Распределение ролей происходило вплоть до последнего дня перед спектаклями. На некоторые роли актёры заявлялись заранее и были готовы отыграть в спектаклях все три дня. В других случаях одну и ту же роль между собой делили по дням несколько человек - это усложняло проведение репетиций и приходилось по несколько раз рассказывать содержание роли разным людям. Та же ситуация с техническими задачами - например, для подготовки застолья и приёма подарков для детей человек выбирался в день праздника из пришедших. Зато фотограф у нас был бессменный и сам знал, что делать./br> Все роли исполняли сотрудники нашего центра, а также их дети-подростки. Всем им БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
Новогодние сказки в нашем центре всегда предполагают активное участие ребят и рассчитаны на разнообразную детскую аудиторию. Для совсем маленьких основной радостью от праздника становятся разнообразные сенсорные впечатления (тут главное не переборщить).
Одним из важных элементов, дополняющих картину сказки, является музыкальное сопровождение. В этом году были использованы композиции из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. Музыкальным сопровождением занимался отдельный человек - его задача не только своевременно переключать и останавливать треки, ориентируясь на действия актёров, но и регулировать громкость в зависимости от реакции на звук детей, участвующих в празднике.
Для ребят постарше нужны яркие, запоминающиеся образы. И главные герои, и второстепенные персонажи должны выглядеть и двигаться красиво, говорить и действовать чётко и понятно.
Одним из самых сложно реализуемых образов был Мышиный Король - ведь у него должно быть три головы!! Вот как нам удалось сделать маску Короля из простых материалов:
А подросткам и взрослым ребятам важны и интересны повороты сюжета и мораль истории.
Таким образом представление, проходящее по одному сценарию, подходят и малышам, и уже взрослым ребятам. При этом, безусловно, деление на группы по возрастам было необходимо. Сказка адаптировалась к группе заранее в зависимости от возраста (скорость и простота диалогов) и по ситуации в группе (количество ребят, их индивидуальные особенности и настроение). Всего в этом году мы провели восемь праздников: два для малышей, четыре для школьников и два для подростков.
Каждый год наполнение сказки примерно одинаковое, немного меняется лишь последовательность действий в интерактивной части.
Отдельное событие в подготовке к проведению праздников - установка декораций и украшение зала. Обычно это происходит вечером перед первым днём представлений и может продолжаться до глубокой ночи. В этот раз мы украсили два зала - зал, где будут проходить спектакли, и зал для застолья, где ребята получат угощения и подарки от Деда Мороза.
Зал для застолья оформляется по-новогоднему - мы расписали окна зимними сюжетами, развесили гирлянды и мишуру на стенах и, конечно же, поставили новогоднюю ёлку, под которой появлялись подарки.
Оформление зала для представлений - задача более сложная. В зонировании пространства отталкивались от последовательности событий в сценарии. По задумке ребята сначала попадают в праздничный зал в доме главного героя - у входа в зал остаётся большое свободное пространство. От второй половины зала оно визуально отграничено гирляндой-растяжкой, которая сделана из картинок нашей студии рисования для подростков. Дальше по сюжету ребята переходят из одной зоны в другую по своеобразному "сенсорному" коридору. Коридор удачно расположился вдоль окон, где потолок более низкий, а от остального зала он ограждён прикреплённой к потолку белой укрывной материей. Из коридора участники спектакля попадают в зрительный зал теневой сказки - здесь уже стоят стулья и скамьи, а у стены напротив окон закреплена ширма для теневого театра. После сказки снова интерактив и снова необходимо большое пространство - это средняя часть зала. Здесь же к залу примыкает широкий проход - мы отделили его черными тканями-занавесами и получилась нора Мышиного Короля, по совместительству ставшая костюмерной и гримерной. Для показа теневой сказки помещение должно быть хорошо затемнено, поэтому окна мы заклеили чёрной плёнкой, задекорировав сверху белыми тканями и укрывным материалом. Ткани, укрывной материал, а также тонкая прозрачная плёнка использовались и для драпировки стен, которые дополнительно украшались электрическими гирляндами.
В этом году мы справились с подготовкой зала достаточно рано, время даже не перевалило заполночь.
Первый праздник начинается в 11:00, поэтому всех участников попросили явиться к 10:00 для подготовки, генеральной репетиции и раздачи ценных указаний новоприбывшим. Но на самом деле большую часть этого часа перед представлением обычно уходит на восстановление декораций, отклеившихся за ночь под тяжестью собственного веса. Так и в этот раз (и в каждое утро последующих дней спектаклей) пришлось поправлять драпировку стен, приклеивать обратно электрогирлянды и фиксировать прочнее материю, отделяющую "сенсорный" коридор от зала.
Приглашает детей и их родителей один из главных героев - в этом году ребят встречала девочка Мари. Она же вспомнила, что скоро праздник: “Ребята, а какой?” - и предложила нарядить ёлку. Пока все заходили и когда наряжали ёлку, звучала “Маленькая увертюра” (здесь и далее композиции из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского).
Ребятам из подростковых групп досталось целых четыре ёлки разных размеров, которые были расставлены по всему залу - нужно было все их отыскать и не забыть украсить каждую.
Когда ёлка украшена и Мари с ребятами зажигают гирлянду: “Ёлочка, гори!” - появляется Волшебник. У него есть волшебная шляпа, волшебная палочка, волшебный плащ и самое главное - волшебные игрушки! С композицией “Марш” начинается Парад Игрушек!
Подбор костюмов и людей на роли игрушек длился долго, но в последний день перед спектаклем всё сложилось и игрушек оказалось даже больше, чем планировалось.
Здесь были и куклы в красивых платьях, которые кружились и говорили "мама"; и солдатик в настоящем гусарском мундире, который был местами оловянный и всех путал, называясь паровозиком; и волшебные звери - радужный тигр, пушистый белый медведь, весело лающая собака и неповоротливая панда. Были даже грустно вздыхающий Пьеро и опасный паук Чёрная Вдова.
Задачей ребят было распознать и угадать образы - тогда игрушки присоединялись к их компании и до конца сказки помогали участвовать в интерактивах. Не обходилось и без забавных казусов: куклу, например, назвали роботом последней модели.
Завершает парад игрушек появление особой игрушки, Щелкунчика. Щелкунчик опечален, и Мари предлагает ребятам пожалеть и подбодрить его. Все вместе - и Мари с Волшебником, и ребята с родителями, и Игрушки водят хоровод под песенку "Кто у нас хороший" вокруг устроившегося в середине Щелкунчика. Он тронут участием Мари и ребят и признаётся, что на самом деле он не игрушка, а заколдованный человек. Щелкунчик зовёт ребят с собой в страну игрушек.
Путешествие в страну игрушек проходит по волшебному коридору, украшенному еловыми ветками, светящимися гирляндами и свисающими с потолка новогодними шарами и фигурками. Под композицию "Танец феи Драже" ребята идут сквозь коридор и попадают в зрительный зал, где вместе с родителями и Игрушками рассаживаются на скамейки и стулья и смотрят теневую сказку.
Теневая сказка - постоянный элемент в наших интерактивах. Он позволяет дополнить историю событиями, которые сложно или долго показывать вживую. Иногда это лишь фрагмент истории - рассказ о том, что случилось в сказочном мире до того, как сюда пришли ребята, иногда вся история целиком, в которой сообщается секрет победы над злодеем. В этот раз тени рассказывали о том, как и почему Принц превратился в Щелкунчика, как он попал к Мари новогодним подарком, как Мари похитил и унёс в свою нору страшный Мышиный Король и как Щелкунчик победил его, сбив с головы (или даже с голов!) волшебную корону. Щелкунчик превращается в Принца, освобождает Мари, и они живут долго и счастливо.
Теневая сказка заканчивается, включается свет, и Мари удивляется рассказанной истории. Она сопереживает заколдованному Щелкунчику и радуется, что её никакие Мыши ни в какие норы не забирали.
И тут под музыку "Китайский танец" появляется мышиная армия. Мыши-актёры с первого спектакля ухватили суть своих образов и стройными цепочками прокрадывались в зрительный зал, в поисках Мари обнюхивая ребят. Тут же из норы появлялся Мышиный Король и начинал руководить действиями своих подданных, торопя их и указывая на Мари. Мыши находят несчастную, уводят в нору, а затем выстраиваются живой стеной перед своим Королём, шипя и размахивая лапками.
Сложно быть Мышиным Королём! Внутри маски с каждым выдохом становится всё жарче и душнее, а говорить так, чтобы слышали в зале - слишком громко для собственных ушей. Обзор минимальный, габариты не позволяют самостоятельно выбраться из своей же норы, а корона на самой верхушке норовит зацепиться за висящие всюду гирлянды-растяжки. Но несмотря на все трудности, актёры замечательно справились с этой ролью.
Не проще и рядовым Мышам. Это, конечно, секрет, но некоторые из них в начале спектакля были Игрушками. Актёрам приходилось во время теневой сказки скрываться в норе и менять образ.
Щелкунчик просит ребят о помощи - предлагает закидать мышей снежками (поблизости, как по волшебству, как раз стоит корзинка с синтепоновыми шариками). Мыши продолжают шипеть и уворачиваться от обстрела, но в итоге по одной пропадают в норе и с грохотом там лопаются (как в мультфильме). Мышиный Король остаётся один, снежки не причиняют ему вреда, и тогда Щелкунчик своей саблей сбивает корону с его головы. Король суетливо пытается спастись в норе, но внутри он тоже лопается, оставляя после себя облако мыльных пузырей.
Пока все радуются победе и мыльным пузырям, Щелкунчик превращается в Принца под волшебную музыку “Вальс цветов”. Он освобождает Мари из норы и вместе они зовут ребят на праздничный пир.
На подростковых группах Мари и Принц после победы над Мышиным Королём предлагают ребятам потанцевать. Сначала все играют в хороводную игру "Подружка", затем свет приглушается и под светомузыку дискошара все вместе танцуют "Макарену". Дальше включается случайный плейлист (музыку подбирает человек, проводящий дискотеку) и под две или три песни все просто танцуют, как кто умеет и как кому нравится и хочется. Когда все натанцевались, Мари зовёт всех на пир.
В зале для застолья ребят ждёт угощение - печенье, фрукты и шоколадки, соки и лимонады. Пока дети сидят за столом, все поют под гитарный аккомпанемент зимние песни "Кабы не было зимы", "Три белых коня" и, конечно же, "В лесу родилась ёлочка". После этого все зовут Снегурочку, а уж та организует появление Деда Мороза. Дед Мороз раздаёт детям подарки, а некоторые ребята рассказывают стишки или поют песенки. После вручения подарков всех зовут на общую фотографию. Праздник заканчивается тёплыми пожеланиями, "До встречи в следующем году".
Подошёл к концу последний спектакль, последние ребята расходятся по домам, а перед участниками представлений стоит ещё одна задача - снять и демонтировать все декорации, сложить материалы и костюмы по мешкам и коробкам, разнести и разложить всё по складам и кладовым, чтобы можно было найти и снова использовать на следующий Новый Год.