Уважаемые родители!
Теперь в диагностическом отделении нашего Центра возможно пройти обследование, которое позволит:
• Определить наличие или отсутствие у ребенка аутистических проявлений;
• Оценить степень выраженности аутистических черт, тяжести аутизации;
• Выявить дефицитарные и сохранные сферы в общей картине развития;
• Оценить эффективность получаемой коррекционной помощи;
• Получить заключение и психологическую характеристику, которые могут быть использованы при выставлении формального диагноза у врача-психиатра, для предоставления в образовательное учреждение, а также в качестве ориентира при составлении программы коррекционной помощи.
Обследование проводится с помощью комплекса методик, которые индивидуально подбираются специалистами в соответствии с возрастом, уровнем функционального развития ребенка и целью обследования. Все диагностические и скрининговые методики, применяющиеся в нашем Центре, отвечают психометрическим стандартам качества, широко используются в мировой практике, переведены и адаптированы для использования в России. Среди них:
ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule / План Наблюдения для Диагностики Аутизма) – основная методика для оценки общения, социального взаимодействия, игры, и/или использования материалов с применением воображения для лиц, имеющих подозрение на аутизм (РАС). Разработана в США авторами Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., Susan Risi, Ph.D. Базируется на диагностических критериях DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) и соответствует всем психометрическим стандартам, таким как валидность, надежность, достоверность и т.д.
ADOS (а в настоящее время версия ADOS-2) получил широкое распространение в мире и на данный момент является золотым стандартом в диагностике РАС.
Ряд запланированных мероприятий позволяет наблюдать за формами поведения, играющими ключевую роль в диагностике расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте, поэтому методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством: от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей до свободно говорящих взрослых.
Методика регистрирует отклонения в сфере общения и социального взаимодействия, а также стереотипные паттерны поведения и ограниченные интересы, что позволяет с высокой точностью определить наличие или отсутствие расстройства аутистического спектра а также степень его выраженности.
ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revisited / Интервью для диагностики аутизма пересмотренное) — двухчасовое интервью с родителем/опекуном, направленное на сбор анамнестических данных (информация о рождении, раннем детстве, ходе развития и его особенностях) и выявление у ребёнка поведения, которое редко наблюдается в норме, в трёх областях функционирования: нарушения речи и коммуникации, социальное взаимодействие, стереотипное поведение и ограниченные интересы.
ADOS совместно с ADI-R – это мировой стандарт для оценки и диагностики спектра аутизма и общего (первазивного) расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.
M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers / Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста) – создан для оценки риска наличия расстройства аутистического спектра у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. M-CHAT может проводиться как часть обычного медицинского обследования ребенка.
CASD – Опросник расстройств аутистического спектра. Представляет собой быстрый и надежный способ диагностики аутизма у детей независимо от уровня их умственного развития и степени проявления аутизма. Позволяет дифференцировать РАС от других нарушений развития. CASD способен выявить детей с аутизмом с точностью 99,5%. Основывается на 35-летнем опыте клинической работы с детьми с аутизмом, а также на данных, собранных с помощью родителей, учителей и врачей, которые описывали наиболее часто встречающиеся симптомы. CASD представляет собой обобщение этих симптомов, представленных и описанных в публикациях. Предназначен для детей в возрасте от 1 до 16 лет.
Программа KID RCDI для оценки развития ребенка Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Целью применения может быть как обследование ребенка и составление профиля его развития, так и разработка программы раннего вмешательства с учетом выявленного отставания в какой-либо области и прослеживание динамики улучшений.
Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев, а также тех детей, чей биологический возраст больше указанного, но возраст развития не превышает 16 месяцев. Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей развития: когнитивная, моторная, социальная, язык, самообслуживание.
Шкала RCDI предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей: социальная, самообслуживание крупная и мелкая моторика, развитие речи, понимание языка.
CARS (Рейтинговая шкала аутизма) – Шкала применяется для детей в возрасте 2-4 лет. Данная шкала относится к скрининговым методам и не является основанием для постановки диагноза.Рейтинговая шкала аутизма у детей CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка и может служить для первичного скрининга симптомов аутизма.
VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program – тестирование речевых навыков) - инструмент оценки и отслеживания навыков, содержащий определённые критерии, содержит в себе 5 компонентов, которые предоставляют информацию о базовом уровне навыков и целесообразном направлении вмешательства.
SCQ (Social Communication Questionnaire – Социально-коммуникативный опросник) – скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Представлена в виде анкеты, которая заполняется родителем или опекуном под руководством специалиста и может быть использована по отношению к любому человеку в возрасте старше 4 лет.
ATEC (Autism Treatment Evaluation Checklist – Анкета для оценки эффективности лечения) - Тест для оценки эффективности проводимого вмешательства, результативности применяемых методик. Заполняется родителем и/или работающим с ребенком специалистом.
Карта социально-эмоционального развития Стенли Гринспена – методика, оценивающая развитие ребёнка по 6 стадиям - ступеням функционально-эмоционального развития, таким как: саморегуляция и внимание, контакт и общение, произвольность, способность к решению социальных задач, эмоциональное, логическое, абстрактное мышление, способность к символизации, а так же особенности переработки сенсорной информации.
Помимо первичной диагностики, данные методы дают возможность оценить прогресс в реабилитации, поэтому рекомендуется повторное проведение обследования в соответствии с индивидуальной программой.
По результатам диагностики нашими специалистами выдается заключение и психологическая характеристика о диагностической группе, картине развития, степени выраженности аутистических проявлений.