Основной задачей лаборатории являются фундаментальные исследования в области нейрофизиологии аутизма с особенным упором на изучение особенностей сенсорного восприятия людей с РАС. Мы полагаем, что эти особенности могут оказаться ключом к пониманию многих аспектов аутизма и их исследование поможет в дальнейшем развитии методов терапии и коррекции аутизма. Основным инструментом в таких исследованиях является электроэнцефалография — метод, заключающийся в регистрации электрических потенциалов с поверхности кожи головы. Метод является неинвазивным и не требует больничных условий для проведения.
Другим направлением работы является перевод, адаптация и валидизация англоязычных диагностических методик. Дефицит надёжных средств скрининга, диагностики и оценки выраженности аутистических черт — известная проблема, и мы принимаем активное участие в её решении. Лаборатория проводит работы по адаптации следующих методик:
RAADS-14 — скрининговый опросник
AQ-50 — опросник для оценки выраженности аутистических черт
SEQ 3.0 — родительский опросник для оценки выраженности нарушений сенсорного восприятия при аутизме
TDDT-R — шкала наблюдения для оценки выраженности нарушений тактильного восприятия и тактильной дефензивности при аутизме
По результатам работы лаборатории было опубликовано более 10 научных работ, из них более 5 опубликовано в рецензируемых научных журналах, входящих в системы индексации Scopus/WoS.
Лаборатория благодарит всех принимавших участие в прошедших или будущих исследованиях за их вклад в нашу работу и прогресс мировой науки в целом.
Ключевые публикации лаборатории нейрокогнитивных исследований
-
1. Денисенков, А.И., Роберт, Н.С., Шпицберг, И.Л. (2002). Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе. М.: Геронт.
2. Шпицберг, И.Л. (2005). Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма. Альманах Института коррекционной педагогики РАО, (9), с.2.
3. Шпицберг, И. Л. (2013). Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, 11(2), 33-44.
4. Шпицберг, И. Л. (2010). Коридор с прозрачными стенами: коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с диагнозом «ранний детский аутизм». Школьный психолог. М, (20), 39-43.
5. Galitsky, B., & Shpitsberg, I. (2016). Autistic learning and cognition. In Computational Autism (pp. 245-293). Springer, Cham.
6. Пискунов, М. В., Скороходов, И. В., Варламов, А. А., Шпицберг, И. Л. (2018). Качество медицинских услуг при расстройствах аутистического спектра в оценках потребителей. Российский психиатрический журнал, 3, 10–15.
7. Шпицберг И.Л. «Система непрерывного сопровождения людей, имеющих особенности развития в ментальной сфере», «Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особенностями». НО «Благотворительный Фонд Даунсайд Ап», Москва 2018. С 7-30
8. Portnova, G. V., McGlone, F. P., Tankina, O. A., Skorokhodov, I. V., Shpitsberg, I. L., & Varlamov, A. A. (2019). EEG Correlates of Tactile Perception Abnormalities in Children with Autism Spectrum Disorder. Sovremennye Tehnologii v Medicine, 11(1),169. https://doi.org/10.17691/stm2019.11.1.20
9. Varlamov, A. A., Portnova, G. V., & McGlone, F. P. (2019). C-Tactile System and Affective Touch: History of Discovery and Current State of The Concept. Zh Vyssh Nerv Deiat I P Pavlova, 69(3), 280–293. https://doi.org/10.1134/S0044467719030158
10. Shpitsberg, I. L., Skorokhodov, I. V, & Varlamov, A. A. (2020). Implementing a Nation-Wide Continuous Support System for People with ASD and Their Relatives in Russia: Current Problems and Perceived Barriers. INSAR 2020 — Virtual Meeting, 811.
11. Varlamov, A. A., Skorokhodov, I. V., Vergeles, K. P., & Shpitsberg, I. L. (2020). Assessing autistic traits in adult population in Russia: a pilot study. INSAR 2020 — Virtual Meeting, 708.
12. Portnova, G. V., Skorokhodov, I. V., Varlamov, A. A., & Shpitsberg, I. L. (2020, June). The CT stimulation induced abnormal response in subjects with ASD: EEG study. In 2020 IEEE International Symposium on Medical Measurements and Applications (MeMeA) (pp. 1-5). IEEE.
13. Varlamov, A.A., Skorokhodov, I.V., Skorokhodova, E. Yu., & Shpitsberg, I.L. (2020). Achievements and Challenges of Autism Support System in Russia: A Multidimensional Stakeholder Survey. European Journal of Contemporary Education 9(4): 935-947. https://doi.org/10.13187/ejced.2020.4.935
14. Portnova, G.V., Proskurnina, E.V., Sokolova, S.V. et al. (2020). Perceived pleasantness of gentle touch in healthy individuals is related to salivary oxytocin response and EEG markers of arousal. Exp Brain Res 238, 2257–2268 https://doi.org/10.1007/s00221-020-05891-y
15. Varlamov, A.A., Skorokhodov, I.V. & Portnova, G.V. Sensory Gating and Sensory Facilitation: A Potential Paradigm for Studies of Impairments to Involuntary Attention (2021). Neurosci Behav Physi 51, 458–465. https://doi.org/10.1007/s11055-021-01092-4
16. Varlamov, A. A., Skorokhodov, I., & Portnova, G. (2020). An oddball task eliciting sensory facilitation response: A promising candidate for attention biomarker studies. Zh Vyssh Nerv Deiat I P Pavlova, 70(5), 590-600.
17. Варламов А.А., Иванова М.А., Скороходов И.В., Семиреченко А.Н., Портнова, Г.В. (2021). Особенности вызванных потенциалов ЭЭГ при восприятии быстрых и медленных поглаживаний: ответ распознающей и эмоциональной систем механорецепции. Журнал высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова. (принято в печать)
18. Бабкина М. Д. (2021). Ясный язык как средство обеспечения доступности информации. Методические рекомендации. Предварительный национальный стандарт. – М.: Наш солнечный мир. – ISBN 978-5-6045643-9-4.
20. Шпицберг И. Л. , Криворучко С. О. , Варламов А. А. Аутоподобный тип адаптации, феноменология процесса развития и адаптации человека, имеющего расстройства аутистического спектра.
Сибирский психологический журнал., 2022. № 84. С. 6–26. DOI: 10.17223/17267080/84/1