Направление деятельности
Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»®
Образование
-
1997 г. – Университет РАО, специальность «Специальная психология»;
-
1997 г. – Университет Paris-NordXIII (Франция), факультет биологии, медицины и здоровья человека.
Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».
Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», негосударственная некоммерческая организация, созданная специалистами и родителями детей с особенностями в развитии в Москве. Специалисты Центра с 1991 года оказывают помощь (в первую очередь – коррекционную) детям и взрослым людям с аутизмом и другими нарушениями в развитии.
Наш Солнечный Мир:
-
является одной из старейших и наиболее авторитетных организаций, занимающихся реабилитацией детей с аутизмом и другими нарушениями в развитии в России (с 1991 года);
-
осуществляет коррекционную психолого-педагогическую деятельность, обеспечивая профессиональное сопровождение в процессе комплексной абилитации, реабилитации и социальной адаптации детей и взрослых людей с аутизмом и другими нарушениями в развитии, а также их семей; занимается обучением специалистов, является ведущей экспертной организацией в Российской Федерации по вопросам доступности всех сфер жизни для людей с аутизмом и другими видами инвалидности в ментальной сфере;
-
первая из Российских организаций принятая в 2013 году в Международную Ассоциацию Autism Europe (ассоциация, объединяющая ведущие организации из 30 стран Европы, представляет интересы людей с аутизмом из всех Европейских стран на уровне Евросоюза)
Шпицберг Игорь Леонидович:
-
Руководитель и основатель АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» (СО НКО);
-
Член Координационного совета по контролю над реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;
-
Председатель общественно-экспертного совета по федеральным проектам «Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития», «Информационная доступность для инвалидов и маломобильных групп населения», являющимися структурными элементами комплексной государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;
-
Эксперт Совета по попечительству с социальной сфере при Правительстве РФ;
-
Руководитель рабочей группы «Ментальное здоровье» Координационного совета по вопросам социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ;
-
Член Экспертного Совета Министерства Просвещения Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра;
-
Член Совета Московской Городской Ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ);
-
Член Совета Московского отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ);
-
Член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ;
-
Член Совета по вопросам детей-инвалидов Всероссийского Общества Инвалидов (ВОИ);
-
Член координационного Совета по делам инвалидов Общероссийского Народного Фронта (ОНФ);
-
Член рабочей группы по проведению Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
-
Член оргкомитета Совета некоммерческих организаций в сфере охраны психического здоровья при Российском обществе психиатров;
-
Член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Министерстве Труда и соцзащиты Российской Федерации;
-
Член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и сопровождения их семей при Министерстве Труда и Социальной защиты населения РФ;
-
Член рабочей группы по вопросам организации медицинского обеспечения молодых инвалидов и детей-инвалидов при Департаменте Здравоохранения г. Москвы;
-
Член рабочей группы по инклюзивному образованию при Департаменте образования г. Москвы;
-
Член общественного совета по делам молодых инвалидов при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы;
-
Член рабочей группы по вопросам вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь города Москвы при Департаменте Культуры г. Москвы;
-
Руководитель направления «Социальная реабилитация и взаимодействие с родительскими общественными организациями» Московской Ассоциации Специалистов Службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности;
-
Член правления Национальной Федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта (НФ ИАКС);
-
Член редакционного совета журнала «Аутизм и особенности развития»;
-
Член Международного Сообщества Исследователей в области Аутизма - International Society for Autism Research (INSAR);
-
Член Международного Сообщества по Ранней Помощи (International Society on Early Intervention);
-
С 1991 г. по настоящее время активно участвует в разработке и совершенствовании методов реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС);
-
Автор «Способа коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра» (2007 год- патент отдела медицины ФГУФИПС РФ, N 2412727);
-
Автор «Способа определения приоритета периферического зрения, характерного для людей с расстройством аутистического спектра» (2019 год - патент отдела медицины ФГУФИПС РФ, N 2724018);
-
Автор концепции "Экосистемной реабилитации" - впервые была представлена автором на международной конференции по реабилитации в Денвере (США) в 1997 году. Один из инициаторов создания первого в России центра лечебной верховой езды и комплексной реабилитации детей с нарушениями в ментальной сфере (в 1991 году);
-
Автор первого в России и в мире специального коммуникативно-развивающего приложения на русском языке - для детей с аутизмом (2012 год). (Apple ios: https://apps.apple.com/ru/app/аутизм-общение/id526733108 Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.autism);
-
Лауреат Международной Премии Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность» «За выдающийся вклад в создание системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (2019 год);
-
Награжден медалью княгини Екатерины Романовны Дашковой «За служение Свободе и Просвещению» (2017 год);
-
В 2017 году лично награжден Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным, как Победитель Конкурса «Москва – город возможностей», номинация «Дело жизни»;
-
Лауреат 2-й Национальной общественной премии «Гармония» за особые заслуги в сфере охраны психического здоровья (2018 год);
-
Награжден Почетной грамотой Московской Городской Думы (2021 год);
-
Лауреат премии “Московских новостей” – НОВАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ-2013 в категории “Социальные решения”;
-
Победитель Всероссийского отбора Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) в номинации «Передовые технологии подготовки профессиональных кадров» (2021 год);
-
Лауреат Премии «Лучшая организация в сообществе» (Community Leadership Organization) Всемирной Ассоциации людей с Аутизмом (ANCA). Премия была получена на Всемирном Фестивале людей с Аутизмом (ANCA WORLD AUTISM FESTIVAL) Октябрь 2016 года, Ванкувер (Канада);
-
В мае 2013 года Генеральный Секретарь ООН г-н Пан Ги Мун, лично поблагодарил Игоря Шпицберга за его приверженность вопросам помощи людям, имеющим расстройства аутистического спектра (на специальной встрече в информационном агентстве РИА-Новости в Москве).
Образование
-
1997 г. – Университет РАО, специальность «Специальная психология»;
-
1997 г. – Университет Paris-Nord XIII (Франция), факультет биологии, медицины и здоровья человека.
Публикации
-
1. Eco-System Rehabilitation on the Base of Riding Therapy in Integration Summer Camps. / I. Shpitsberg, I. Terentieva, P. Gourvitch. - Ninth International Therapeutic Riding Congress.- Denver (USA), 1997.
-
2. Ecosystem Rehabilitation on the base of Therapeutic Riding / 3 Europäischer kongress fűr therapeutisches reiten.- I. Shpitsberg. München (Germany), 1998.
-
3. Экосистемная реабилитация с опорой на лечебную верховую езду в летних интеграционных лагерях. И.Л.Шпицберг / Генеративное здоровье и социальные гарантии. Ч. 3 / Под ред. ч-кор РАМН И. В. Санодского.- М., 1998. (в соавторстве с Терентьевой И. Ю., Гурвичем П. Т., Самородским А. А)
-
4. Социальная адаптация и реабилитация детей и подростков с нарушениями психического здоровья на основе метода Лечебная Верховая Езда (Therapeutic Riding). И.Л.Шпицберг / Материалы IV Конгресса педиатров России.- М., 1998.
-
5. Therapeutic riding - new possibilities body oriented psychotherapy. I. Shpitsberg / 10th International Congress "Cheval et Differences" Anger (FRANCE) 2000.
-
6. Art Therapy and its Influence on the Man. In Medical Riding . I. Shpitsberg / 10th International Congress "Cheval et Differences" Anger (FRANCE) 2000. (в соавторстве с I. Karpenkova)
-
7. «Кто меня приголубит? Опыт игровой терапии». И.Л.Шпицберг /«Школьный психолог» - М.,2001. (в соавторстве с Карпенковой И.В.; Елькиной Л.В.)
-
8. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе. И. Л. Шпицберг / Методическое пособие. М.,2002. (в соавторстве с А. Денисенковым, Н. Роберт)
-
9. «Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма». И. Л. Шпицберг / Альманах ИКП РАО – М., 2005.
-
10. Galitsky B., Spitsberg I. How one can learn programming while teaching reasoning to children with autism AAAI Spring Symposia Stanford CA 2006
-
11. «Лечебная верховая езда – новые возможности телесно ориентированной психотерапии». И. Л. Шпицберг / Материалы межрегиональной конференции. - СПб., 2010.
-
12. «Веселая тренировка (опыт развивающей групповой работы в условиях летнего лагеря)». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. И. Л. Шпицберг – М., 2010. (в соавторстве с Костиным И.А.)
-
13. «Коридор с прозрачными стенами». И. Л. Шпицберг / Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.
-
14. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2013. №2. – C. 33-45
-
15. Игорь Шпицберг: «Важнейшая задача при аутизме — его ранняя диагностика», Мед-Инфо, Январь 2014, http://med-info.ru/content/view/4849#1
-
16. И.Л. Шпицберг “Прямая речь” // Дошкольное образование. 2014. №2
-
17. Galitsky B., Shpitsberg I. Finding Faults in Autistic and Software Active Inductive Learning. AAAI Spring Symposia, Stanford CA (USA). 2014.
-
18. Шпицберг И.Л. «Программа комплексной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС): базовые принципы, методы, технологии.» Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»-М.: Изд-во Академия имиджелогии, 2015.
-
19. Galitsky B., Shpitsberg I. Evaluating Assistance to Individuals with Autism in Reasoning about Mental World. Artificial Intelligence Applied to Assistive Technologies and Smart Environments: Papers from the 2015 AAAI Workshop.
-
20. "Аутоподобный" тип адаптации к внешнему миру – особенности развития механизмов восприятия у детей с диагнозом детский аутизм, а также при других вариантах дизонтогенеза, сопровождающихся особенностями развития аутистического спектра / И. Л. Шпицберг // Раннее развитие и коррекция: теория и практика : сб. науч. ст. по материалам научно-практ. конф., 07–09 апр. 2016 г. / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Ин-т спец. образования и комплекс. реабилитации ; [сост.: О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова, А. С. Павлова]. – М., 2016. – С. 318–326. – ISBN 978-5-4214-0049-3.
-
21. Computational Autism by Boris Galitsky, Chapter 7 «Autistic Learning and Cognition» (Boris Galitsky and Igor Shpitsberg) стр. 245-294. Springer International Publishing Switzerland 2016.
-
22. "АУТОПОДОБНЫЙ" ТИП АДАПТАЦИИ К ВНЕШНЕМУ МИРУ - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ВОПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ, А ТАКЖЕ ПРИ ДРУГИХ ВАРИАНТАХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА/РАННЕЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Шпицберг И.Л. Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2016. С. 318. -
23. Шпицберг И.Л. «Система непрерывного сопровождения людей, имеющих особенности развития в ментальной сфере», «Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особенностями». НО «Благотворительный Фонд Даунсайд Ап», Москва 2018. С 7-30
-
24. Пискунов М.В., Скороходов И.В., Варламов А.А., Шпицберг И.Л. Качество медицинских услуг при расстройствах аутистического спектра в оценках потребителей // Российский психиатрический журнал. 2018. №3. С. 10-15. MV Piskunov, IV Skorokhodov, AA Varlamov, IL Shpitsberg, Quality of Medical Services in Children with Autism Spectrum Disorder Assessed by Customers//RUSSIAN JOURNAL OF PSYCHIATRY 2018 (3) pp 10-15
-
25. Portnova G.V., McGlone F.P., Tankina O.A., Skorokhodov I.V., Shpitsberg I.L., Varlamov A.A. EEG Correlates of Tactile Perception Abnormalities in Children with Autism Spectrum Disorder. Sovremennye tehnologii v medicine 2019; 11(1): 169–176
-
26. Anton A. Varlamov, Ivan V. Skorokhodov, Elena Yu. Skorokhodova, Igor L. Shpitsberg, Achievements and Challenges of Autism Support System in Russia: A Multidimensional Stakeholder Survey, European Journal of Contemporary Education, 2020, 9(4): 935-947.
-
27. Varlamov, A. A., Skorokhodov, I. V., Vergeles, K. P., & Shpitsberg, I. L. (2020). Assessing autistic traits in adult population in Russia: a pilot study. INSAR 2020 — Virtual Meeting, 708.
-
28. Portnova, G. V., Skorokhodov, I. V., Varlamov, A. A., & Shpitsberg, I. L. (2020, June). The CT stimulation induced abnormal response in subjects with ASD: EEG study. In 2020 IEEE International Symposium on Medical Measurements and Applications (MeMeA) (pp. 1-5). IEEE.
-
29. Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие ментальные формы инвалидности: Информационно-методическое пособие для сотрудников и специалистов в области здравоохранения, транспорта, социальных служб, трудоустройства, культуры, СМИ, Полиции, МЧС и других сфер деятельности, а также для родителей детей с Расстройствами Аутистического Спектра / Шпицберг И.Л., Попова М.В., Криворучко С. О., Под ред. Шпицберга И. Л. М.: Наш Солнечный Мир, 2019.
-
30. Система непрерывного межведомственного сопровождения людей, имеющих расстройства аутистического спектра и другие особенности развития в ментальной сфере. Шпицберг И. Л. /Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие ментальные формы инвалидности: Информационно-методическое пособие для сотрудников и специалистов в области здравоохранения, транспорта, социальных служб, трудоустройства, культуры, СМИ, Полиции, МЧС и других сфер деятельности, а также для родителей детей с Расстройствами Аутистического Спектра / Шпицберг И.Л., Попова М.В., Криворучко С. О., Под ред. Шпицберга И. Л. М.: Наш Солнечный Мир, 2019. С. 4-19.
-
31. Обеспечение возможности трудовой занятости для человека с аутизмом с любым уровнем возможностей. Шпицберг И.Л. / Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие ментальные формы инвалидности: Информационно-методическое пособие для сотрудников и специалистов в области здравоохранения, транспорта, социальных служб, трудоустройства, культуры, СМИ, Полиции, МЧС и других сфер деятельности, а также для родителей детей с Расстройствами Аутистического Спектра / Шпицберг И.Л., Попова М.В., Криворучко С. О., Под ред. Шпицберга И. Л. М.: Наш Солнечный Мир, 2019. С. 40-45.
-
32. Implementing a Nation-Wide Continuous Support System for People with ASD and Their Relatives in Russia: Current Problems and Perceived Barriers. I Shpitsberg, I Skorokhodov, A Varlamov, INSAR 2020 Virtual Meeting
-
33. EEG correlates of tactile perception abnormalities in children with Autism Spectrum Disorder. G.V. Portnova, F.P. Mcglone, O.A. Tankina, I.V. Skorokhodov, I.L. Shpitsberg, ... Современные технологии в медицине 2019 - 11 (1 (eng)), 169-174
-
34. ЭЭГ-корреляты особенностей восприятия тактильных стимулов у детей с расстройствами аутистического спектра Г.В. Портнова, О.А. Танькина, И.В. Скороходов, И.Л. Шпицберг, ...Современные технологии в медицине 2019 11 (1), 169-176
-
35. Система комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра: рекомендации для регионов ПФО – участников проекта «Ментальное здоровье» О.В.Баландина, Н.Н.Карякин, С.Н.Каштанова, И.А.Конева, Т.Ф.Краснопевцева, Е.Ю.Медведева, В.В.Сдобняков, И.Л.Шпицберг. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2021.
-
36. Аутоподобный тип адаптации, феноменология процесса развития и адаптации человека, имеющего расстройства аутистического спектра. Шпицберг И.Л., Криворучко С.О. Варламов А.А. Сибирский психологический журнал №84, 2022 (стр 6-26)
-
37. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ С ДОКАЗАННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ АБИЛИТАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ЦЕНТРА «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НКО Шпицберг И.Л.
В сборнике: Общественно-ориентированная психиатрия: научно-практические аспекты и векторы развития. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, по- священной 20-летию создания общественной организации «Семья и психическое здоровье». Москва, 2022. С. 194-196. -
38. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» Алмазова А.А., Адамян Л.И., Вовненко К.Б., Володина А.С., Кроткова А.В., Кулакова Е.В., Лагутина А.В., Любимова М.М., Мерзлякова В.П., Микляева Н.В., Никандрова Т.С., Новикова Т.Н., Тушева Е.С., Шпицберг И.Л.
cборник методических материалов / Москва, 2022. -
39. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И НАРУШЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Варламов А.А., Скороходов И.В., Шпицберг И.Л. Вестник психофизиологии. 2022. No 4. С. 18-30
-
40. Физкультурно-оздоровительные технологии в области абилитации и реабилитации с помощью лошади. Опыт развития в России : монография / А. И. Денисенков, Ю. А. Слепченко, И. Л. Шпицберг и др. ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2023. – 360 с.
-
41. Лабиринт с прозрачными стенами : путеводитель по миру детей с аутизмом / И. Л. Шпицберг, А. А. Тищенков, М. В. Попова [и др]; под ред. И. Л. Шпицберга. – Москва : Просвещение, 2024. – 176 с.