ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В нашем Центре функционирует диагностическое направление, в котором осуществляется проведение различных диагностических обследований.
Диагностика призвана помочь в понимании реальной картины затруднений ребенка, их причин, потенциала и перспектив развития, определить направления требуемой помощи. Заключение и рекомендации, предоставленные специалистом Центра, помогут родителям лучше понять причины, обусловливающие трудности в развитии ребенка, а также определить необходимые дальнейшие действия.
В коррекционно-реабилитационной работе диагностический этап необходим для построения наиболее эффективной программы для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, сильных сторон и дефицитов.
Чем мы занимаемся:
1. Проводим диагностические процедуры для определения наличия или отсутствия аутистических проявлений, актуального уровня и особенностей в развитии людей с РАС по запросу родителей и взрослых, а также специалистов Центра.
2. Организуем применение различных методов диагностики с целью оценки динамики в развитии ребенка в процессе и по окончанию коррекционно-реабилитационной программы (динамическая диагностика).
3. Систематизируем и анализируем полученные данные в результате динамической диагностики, с целью повышения эффективности коррекционно-реабилитационных программ.
4. Разрабатываем и апробируем новые методы исследования в области изучения людей с расстройствами аутистического спектра.
Наши возможности:
• Определить наличие или отсутствие у ребенка аутистических проявлений;
• Оценить степень выраженности аутистических черт, тяжести аутизации;
• Выявить дефицитарные и сохранные сферы в общей картине развития;
• Оценить эффективность получаемой коррекционной помощи;
• Предоставить заключения, которые могут быть использованы при выставлении формального диагноза у врача-психиатра или для предоставления в образовательное учреждение, а также в качестве ориентира при составлении программы коррекционной помощи.
Уважаемые родители!
Центр «Наш Солнечный Мир»® предоставляет возможность пройти различные виды диагностических обследований:
1. Диагностическое обследование по протоколу наблюдения ADOS-2. Проводится с целью определения признаков РАС в области общения, игры, социального взаимодействия и поведения лицам, имеющим подозрение на аутизм. Обследование проводит специалист по диагностике и коррекции РАС, прошедший дополнительную подготовку по работе с данной методикой (сертификат).
2. Патопсихологическое обследование. Обследование предполагает выявление и качественный анализ нарушений когнитивных процессов, эмоционального и личностного развития. Проводится в качестве дифференциальной диагностики, определения степени выраженности и глубины нарушений, исследования эффективности проводимой реабилитации и психотерапии. Обследование проводит клинический психолог, имеющий специализацию в области патопсихологической диагностики.
3. Психологическое обследование. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития когнитивных процессов, моторных и коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей эмоционально-волевой, мотивационной и личностной сфер.
4. Логопедическое обследование речевых параметров и коммуникативных навыков. Обследование направлено на определение актуального состояния речевых и коммуникативных параметров.
5. Нейропсихологическое обследование. Обследование направлено на выявление нарушений и актуального состояния высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Проводится с использованием специально разработанных проб и методик.
6. Комплексное психодиагностическое обследование (проводится по выбору двумя или тремя специалистами) для более углубленного обследования ребенка, с целью выявления первопричины проблем в поведении и развитии ребенка, трудностей в обучении, и выбора направления для дальнейшей коррекции. Комплексное обследование проводится специалистами узкого профиля. Это могут быть нейропсихолог, логопед-дефектолог, клинический психолог, специалисты в области диагностики и коррекции РАС, владеющие методами ADI-R, ADOS-2, VB-mapp, PEP-3, FEAS и другими методиками
По результатам всех видов обследований выдается заключение с рекомендациями, которое может быть использовано при выставлении формального диагноза у врача-психиатра, для предоставления в образовательное учреждение, а также в качестве ориентира при составлении программы коррекционной помощи.
Выбор диагностического обследования проводится во время бесплатной предварительной беседы, где уточняется запрос клиента, выясняется информация о возрасте ребенка, об индивидуальном развитии, собираются анамнестические данные.
Запись на предварительную беседу или диагностическое обследование осуществляется через заполнение формы-анкеты.
После заполнения данной формы в течение недели с Вами свяжется специалист диагностического направления для уточнения деталей и записи на обследование.
Если у Вас по каким-то причинам не получается заполнить электронную форму записи, свяжитесь с нами по телефону, указанному на сайте (телефон рецепшен) или по электронной почте diagnostics@nsm-mos.ru
Для большего понимания процесса прохождения диагностического обследования в нашем Центре предлагаем Вам ознакомится с его этапами:
Хотим обратить Ваше внимание на то, что диагностическое обследование в нашем Центре может пройти человек любого возраста; алгоритм прохождения диагностического обследования будет подбираться в индивидуальном порядке.
Методы и методики
Каждое из перечисленных выше видов обследований проводится с помощью комплекса методик, которые индивидуально подбираются специалистами в соответствии с возрастом, уровнем функционального развития ребенка и целью обследования. Все диагностические и скрининговые методики, применяющиеся в нашем Центре, отвечают психометрическим стандартам качества, широко используются в мировой практике, переведены и адаптированы для использования в России. Среди них:
ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule / План диагностического обследования при аутизме) – основная методика для оценки общения, социального взаимодействия, игры, и/или использования материалов с применением воображения для лиц, имеющих подозрение на аутизм (РАС). Разработана в США авторами Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., Susan Risi, Ph.D. Базируется на диагностических критериях DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) и соответствует всем психометрическим стандартам, таким как валидность, надежность, достоверность и т.д.
ADOS (в настоящее время версия ADOS-2) получил широкое распространение в мире и на данный момент является золотым стандартом в диагностике РАС.
Ряд запланированных мероприятий позволяет наблюдать за формами поведения, играющими ключевую роль в диагностике расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте, поэтому методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством: от младенческого (с 31 месяца) до взрослого возраста, от неговорящих детей до свободно говорящих взрослых.
Методика регистрирует отклонения в сфере общения и социального взаимодействия, а также стереотипные паттерны поведения и ограниченные интересы, что позволяет с высокой точностью определить наличие или отсутствие расстройства аутистического спектра а также степень его выраженности.
ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revisited / Интервью для диагностики аутизма пересмотренное) — двухчасовое интервью с родителем/опекуном, направленное на сбор анамнестических данных (информация о рождении, раннем детстве, ходе развития и его особенностях) и выявление у ребёнка поведения, которое редко наблюдается в норме, в трёх областях функционирования: нарушения речи и коммуникации, социальное взаимодействие, стереотипное поведение и ограниченные интересы.
ADOS совместно с ADI-R – это мировой стандарт для оценки и диагностики спектра аутизма и общего (первазивного) расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.
M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers / Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста) – создан для оценки риска наличия расстройства аутистического спектра у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. M-CHAT может проводиться как часть обычного медицинского обследования ребенка.
CASD – Опросник расстройств аутистического спектра. Представляет собой скрининговый тест для диагностики аутизма у детей независимо от уровня их умственного развития и степени проявления аутизма. Позволяет дифференцировать РАС от других нарушений развития. CASD способен выявить детей с аутизмом с точностью 99,5%. Основывается на 35-летнем опыте клинической работы с детьми с аутизмом, а также на данных, собранных с помощью родителей, учителей и врачей, которые описывали наиболее часто встречающиеся симптомы. CASD представляет собой обобщение этих симптомов, представленных и описанных в публикациях. Предназначен для детей в возрасте от 1 до 16 лет.
Шкала RCDI предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. Шкала представляет собой опросник для родителей, состоящий из 216 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей развития: социальная, самообслуживание, крупная и мелкая моторика, развитие речи, понимание языка. Полученные данные сравниваются с нормативными показателями сформированности способностей и навыков для данного возраста. Целью применения может быть как обследование ребенка и составление профиля его развития, так и разработка программы раннего вмешательства с учетом выявленного отставания в какой-либо области и прослеживание динамики улучшений.
VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program – тестирование речевых навыков) - инструмент оценки и отслеживания навыков, содержащий определённые критерии, содержит в себе 5 компонентов, которые предоставляют информацию о базовом уровне навыков и целесообразном направлении вмешательства.
SCQ (Social Communication Questionnaire – Социально-коммуникативный опросник) – скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Представлена в виде анкеты, которая заполняется родителем или опекуном под руководством специалиста и может быть использована по отношению к любому человеку в возрасте старше 4 лет.
ATEC (Autism Treatment Evaluation Checklist – Анкета для оценки эффективности лечения) - Тест для оценки эффективности проводимого вмешательства, результативности применяемых коррекционных методов, а также позволяет определить степень выраженности аутистических проявлений. Заполняется родителем и/или работающим с ребенком специалистом. Предназначен для детей от 3,5 лет и взрослых.
BRIEF (behavior Rating Inventory of Executive Function) – Опросник для оценки функций программирования и контроля у детей- разработана в 2000 году Gioia и коллегами для экологически валидной оценки поведенчиских проявлений управляющих функций у детей от 5 до 18 лет. Заполняется родителем и/или работающим с ребенком специалистом.
Карта социально-эмоционального развития Стенли Гринспена – методика, оценивающая развитие ребёнка по 6 стадиям - ступеням функционально-эмоционального развития, таким как: саморегуляция и внимание, контакт и общение, произвольность, способность к решению социальных задач, эмоциональное, логическое, абстрактное мышление, способность к символизации, а также особенности переработки сенсорной информации.
Помимо первичной диагностики, данные методы дают возможность оценить прогресс в реабилитации, поэтому рекомендуется повторное проведение обследования в соответствии с индивидуальной программой.
По результатам диагностики нашими специалистами выдается заключение и психологическая характеристика о диагностической группе, картине развития, степени выраженности аутистических проявлений.
ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule / План Наблюдения для Диагностики Аутизма) - методика для оценки общения, социального взаимодействия, игры и/или использования материалов с применением воображения для лиц, имеющих подозрение на аутизм (РАС). Методика базируется на диагностических критериях DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, 2013г.) и регистрирует отклонения в сфере общения и социального взаимодействия, а также стереотипные паттерны поведения и ограниченные интересы. ADOS представляет собой ряд запланированных мероприятий позволяет наблюдать за формами поведения, играющими ключевую роль в диагностике расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте.
Теперь в нашем Центре можно получить оценку уровня развития с использованием самых эффективных методик, таких как: ADOS, ADI-R, M-CHAT, CARS, SCQ, ATEC, CASD, KID RCDI.
Обследование проводится с помощью комплекса методик, которые индивидуально подбираются специалистами в соответствии с возрастом, уровнем функционального развития ребенка и целью обследования. Все диагностические и скрининговые методики, применяющиеся в нашем Центре, отвечают психометрическим стандартам качества, широко используются в мировой практике, переведены и адаптированы для использования в России.
Diagnostic Manual of Mental Disorders, 5th Edition (DSM-5) // Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания) — использующаяся в США с 2013 года нозологическая система, «номенклатура» психических расстройств. DSM-5 включает для расстройств аутистического спектра (Autism Spectrum Disorder, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики.