Это язык, построенный на принципах подачи информации в доступной форме. Главное в нём – не художественная красота и образность, а точная передача смысла и простота восприятия. Ясный язык облегчает понимание документов и договоров, инструкций и правил людям с ментальной инвалидностью и особенностями развития, пожилым, иностранцам, да и любому человеку. Он снимает определённые барьеры в жизни, а значит делает её более комфортной и полноценной.
В сотрудничестве с ведущими государственными структурами, коммерческими организациями, учреждениями культуры «Наш Солнечный Мир» на практике реализовал ряд проектов по внедрению Ясного языка. Уже сегодня на нём изложены финансовые документы на сайте Центрального банка России, договоры услуг связи компании «Билайн», а в залах Государственного Эрмитажа посетители пользуются экспликациями, которые специалисты «Нашего Солнечного Мира» перевели на Ясный язык. Любопытно, что по наблюдению сотрудников, именно их предпочитает большинство гостей музея.




Принцип построения Ясного языка – лаконичность: короткие фразы, ограниченный круг слов (без специальной терминологии, иностранных заимствований и так далее), минимум причастных или деепричастных оборотов, длинных перечислений и всего, что может осложнить восприятие текста.
Разработка принципов Ясного языка ведётся во многих странах. Созданы специальные научные Центры, издаются документы, регламентирующие правила его использования, появились даже бюро переводов с Национального языка на Ясный.
В нашей стране также постепенно внедряется Ясный язык. Рабочая группа при Центральном банке России подготовила план мероприятий по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью и пожилого населения. Среди них – правила использования простого и понятного языка в документах и во время общения с клиентами. В состав Рабочей группы входит руководитель «Нашего Солнечного Мира» Игорь Шпицберг и занимается в этой группе вопросами доступности для людей с ментальной инвалидностью.
Для использования Ясного языка не только в финансовой, но и во всех сферах жизни, необходимо принять «Государственный стандарт Ясного языка», который стал бы основой для его применения.
Национальный Предстандарт Ясного языка разработан и опубликован специалистами «Нашего Солнечного Мира».
«Ясный язык, как средство обеспечения доступности информации»ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Обеспечение доступности финансовых услуг для всех без исключения граждан страны является одной из основных функций Банка России. Приоритетными направлениями «Стратегии повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации» на период 2022 – 2024 годов определены: цифровизация, обеспечение услугами жителей отдалённых территорий, создание безбарьерной финансовой среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан.
Специалисты «Нашего Солнечного Мира» разработали для Центрального банка России рекомендации по адаптации помещений банков и доступности финансовых услуг для людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями в ментальной сфере.
Три основных аспекта доступности: организация пространства, умение персонала общаться и взаимодействовать с такими людьми и подача информации в простой и доступной форме.
В «Нашем Солнечном Мире» создан Национальный Предстандарт «Ясного языка», который должен стать основой для подготовки финансовых документов. Специалисты Центра консультируют банковских служащих, подчёркивая, что люди с ментальными особенностями требуют индивидуального подхода, внимательного и чуткого отношения. А создаваемые удобства полезны также пожилым клиентам.
В 2022 году «Билайн» в сотрудничестве с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» перевел основные договоры услуг связи и материалы о компании на «Ясный язык» https://ria.ru/20221111/podpisanie-1830559165.html (легкая для чтения и понимания информация), чтобы сделать важные документы и сообщения для клиентов максимально простыми и понятными для восприятия.
https://moskva.beeline.ru/customers/pomosh/question/voprosy-i-dokumenty/mobile/drugie-dokumenty/yasn...
https://nversia.ru/amp/view/id/211730/
https://telecom.cnews.ru/news/line/2022-11-10_bilajn_vnedryaet_yasnyj
https://pobeda26.ru/news/obshhestvo/2022-11-15/bilayn-perevel-osnovnye-dogovory-uslug-svyazi-na-yasn...
В 2023 году «Билайн» в сотрудничестве с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» запустил информационную страницу, которая базируется на принципах «Ясного языка»
https://moskva.beeline.ru/customers/pomosh/question/voprosy-i-dokumenty/mobile/drugie-dokumenty/yasn...
Организации, в которых осуществлялась практика:
1. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).
Адаптация на ясный язык обучающих материалов по финансовой грамотности. Разработка материалов по финансовой грамотности на ясном языке.
Разработанные и адаптированные материалы размещены на информационном ресурсе Банка России «Финансовая культура»:
https://fincult.info/teaching/finansovaya-gramotnost-dlya-lyudey-s-mentalnymi-osobennostyami-metodicheskie-rekomendatsii-i-komplek/

















- Методические рекомендации по преподаванию основ финансовой грамотности для людей с ментальными нарушениями
https://Metodicheskie-rekomendatsii-po-prepodavaniyu-osnov-finansovoy-gramotnosti-dlya-lyudey-s-mentalnymi-narusheniyami.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
- Пособие «Как рассказывать о банковских продуктах людям с ментальными особенностями»:
https://fincult.info/upload/iblock/143/Primer-formata-predostavleniya-klyuchevoy-informatsii.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
*Финансовые услуги
https://fincult.info/upload/iblock/a01/ru3yfcl6rksnn6g92pmzf2fvvbpxsauy/finansovie_uslugy.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Посещение банка
https://fincult.info/upload/iblock/aed/i1hno6s1seoqso90ysix063svpl0jzkl/poseschenie_banka.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Наличные деньги
https://fincult.info/upload/iblock/c12/Nalichnye_dengi.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Использование основных финансовых услуг
https://fincult.info/upload/iblock/e16/dg92asbovpqd5ym2m92ar1e4ifr9zcxz/ispolzovanie_osnovnyh_fin_uslug.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Как пользоваться финансовыми услугами в банке
https://fincult.info/upload/iblock/efb/Kak_polzovat_fin_uslugamy_v_banke.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Как пользоваться финансовыми услугами через интернет
https://fincult.info/upload/iblock/19d/Kak_polzovat_fin_uslugamy_cherez_inet.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Личный финансовый план
https://fincult.info/upload/iblock/5be/Lichny_finansovy_plan.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Как пользоваться основными финансовыми услугами. Часть 1. Презентация
https://fincult.info/upload/iblock/f58/r4dqmlaqo9ko4as2v7zb2jtt84hi5s9v/Kak-polzovatsya-osnovnymi-finansovymi-uslugami-1
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Как пользоваться основными финансовыми услугами. Часть 2. Презентация
https://fincult.info/upload/iblock/391/f0yjo09usnvmp40y62jwwsd193sts7a2/Kak-polzovatsya-osnovnymi-finansovymi-uslugami-2
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
- Комплект материалов «Как защищаться от мошенников»:
* Мошенничество
https://fincult.info/upload/iblock/369/tpw7bm0vmvdgw2ld3pnh4xb1qrppzde7/moshennichestvo.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Как понять, что с вами говорит мошенник
https://fincult.info/upload/iblock/2b3/f8671vsxl7tht04j0z7w668dewhybrj2/Kak_ponyat_chto_s_vami_govorit_moshennik.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Как обманывают мошенники
https://fincult.info/upload/iblock/320/x4s49kiq9rpk259un6sbrjzqlrn57ymv/Kak_obmanyvaiut_moshenniki.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Код из СМС
https://fincult.info/upload/iblock/421/e31w9vq442a9hy9tln77t1bkfceu1sgl/Moshenniki_prosyat_vas_skazat_kod_iz_SMS
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
- Пособия «Что делать в случае ошибочного перевода или сбоя в банкомате»:
* Что делать в случае технической ошибки банкомата
https://fincult.info/upload/iblock/6a7/cbut7l8169fc77hmefsvik6in2ni85z7/Chto_delat_v_sluchae_tekhnicheskoj_oshibki_bankomata
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Что делать в случае ошибки при переводе денег
https://fincult.info/upload/iblock/b3c/xjbw25z07lod0h5mns0g9s2h16fbmuwg/Chto_delat_v_sluchae_oshibki_pri_perevode_deneg.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
2. Билайн.
Адаптация на ясный язык материалов о пользовании мобильной связью:
- Тексты на ясном языке для оформления страницы на сайте «Билайна»
https://moskva.beeline.ru/customers/pomosh/question/voprosy-i-dokumenty/mobile/drugie-dokumenty/yasnyi-yazyk/
- Шаблоны договоров на обслуживание:
* Условия оказания услуг связи Билайна
https://static.beeline.ru/upload/images/Documents/beeinclusion/17203_usloviia-okazaniia-uslug-sviazi.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Договор об оказании услуг связи Билайна. Интернет и ТВ
https://static.beeline.ru/upload/images/Documents/beeinclusion/17203_dogovor-ob-okazanii-uslug-sviazi.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
* Условия продажи товаров в интернет-магазине Билайн
https://static.beeline.ru/upload/images/Documents/beeinclusion/17203_usloviia-prodazhi-tovarov.pdf
копия на сайте «Наш Солнечный Мир»
3. Государственный Эрмитаж.
Адаптация на ясный язык экспликаций для античных залов музея.