Это язык, построенный на принципах подачи информации в доступной форме. Главное в нём – не художественная красота и образность, а точная передача смысла и простота восприятия. Ясный язык облегчает понимание документов и договоров, инструкций и правил людям с ментальной инвалидностью и особенностями развития, пожилым, иностранцам, да и любому человеку. Он снимает определённые барьеры в жизни, а значит делает её более комфортной и полноценной.
Принцип построения Ясного языка – лаконичность: короткие фразы, ограниченный круг слов (без специальной терминологии, иностранных заимствований и так далее), минимум причастных или деепричастных оборотов, длинных перечислений и всего, что может осложнить восприятие текста.
Разработка принципов Ясного языка ведётся во многих странах. Созданы специальные научные Центры, издаются документы, регламентирующие правила его использования, появились даже бюро переводов с Национального языка на Ясный.
В нашей стране также постепенно внедряется Ясный язык. Рабочая группа при Центральном банке России подготовила план мероприятий по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью и пожилого населения. Среди них – правила использования простого и понятного языка в документах и во время общения с клиентами. В состав Рабочей группы входит руководитель «Нашего Солнечного Мира» Игорь Шпицберг и занимается в этой группе вопросами доступности для людей с ментальной инвалидностью.
Для использования Ясного языка не только в финансовой, но и во всех сферах жизни, необходимо принять «Государственный стандарт Ясного языка», который стал бы основой для его применения.
Национальный Предстандарт Ясного языка разработан и опубликован специалистами «Нашего Солнечного Мира».
«Ясный язык, как средство обеспечения доступности информации»ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Обеспечение доступности финансовых услуг для всех без исключения граждан страны является одной из основных функций Банка России. Приоритетными направлениями «Стратегии повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации» на период 2022 – 2024 годов определены: цифровизация, обеспечение услугами жителей отдалённых территорий, создание безбарьерной финансовой среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан.
Специалисты «Нашего Солнечного Мира» разработали для Центрального банка России рекомендации по адаптации помещений банков и доступности финансовых услуг для людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями в ментальной сфере.
Три основных аспекта доступности: организация пространства, умение персонала общаться и взаимодействовать с такими людьми и подача информации в простой и доступной форме.
Разработанные «Нашим Солнечным Миром» материалы представлены на сайте проекта Центрального Банка РФ «Финансовая Культура»
https://fincult.info/teaching/komplekt-materialov-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-lyudey-s-invalidnos...
Скачать материалы с сайта «Нашего Солнечного Мира»
Методичка
Преподавание финансовой грамотности
Финансовые услуги через Интернет
Финансовые услуги в банке
Личный финансовый план
Наличные деньги
Финансовые услуги
Использование основных финансовых услуг
Мошенничество
Посещение банка
В «Нашем Солнечном Мире» создан Национальный Предстандарт «Ясного языка», который должен стать основой для подготовки финансовых документов. Специалисты Центра консультируют банковских служащих, подчёркивая, что люди с ментальными особенностями требуют индивидуального подхода, внимательного и чуткого отношения. А создаваемые удобства полезны также пожилым клиентам.
В 2022 году «Билайн» в сотрудничестве с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» перевел основные договоры услуг связи и материалы о компании на «Ясный язык» https://ria.ru/20221111/podpisanie-1830559165.html (легкая для чтения и понимания информация), чтобы сделать важные документы и сообщения для клиентов максимально простыми и понятными для восприятия.
https://moskva.beeline.ru/customers/pomosh/question/voprosy-i-dokumenty/mobile/drugie-dokumenty/yasn...
https://nversia.ru/amp/view/id/211730/
https://telecom.cnews.ru/news/line/2022-11-10_bilajn_vnedryaet_yasnyj
https://pobeda26.ru/news/obshhestvo/2022-11-15/bilayn-perevel-osnovnye-dogovory-uslug-svyazi-na-yasn...
В 2023 году «Билайн» в сотрудничестве с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» запустил информационную страницу, которая базируется на принципах «Ясного языка»
https://moskva.beeline.ru/customers/pomosh/question/voprosy-i-dokumenty/mobile/drugie-dokumenty/yasn...